Пятница, 19.04.2024, 16:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Динамика доходов и расходов бюджета муниципального образования РФ

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

При употреблении слова «бюджет» на практике под ним понимается как денежный фонд, находящийся в руках государства, так и документ, определяющий порядок его образования и использования. С терминологической точки зрения более правильно разделять эти понятия. Документ, законодательно устанавливающий роспись доходов и расходов государства на центральном, региональном или местном уровне на определенный период времени, называется бюджетным планом. Исполнение бюджетного плана заключается в формировании и расходовании централизованного фонда финансовых ресурсов, который именуется бюджетным фондом.

Бюджетный план составляется органами исполнительной власти, рассматривается и утверждается законодателями, после чего обретает силу закона. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом, который, как правило, равен календарному или хозяйственному году. В России бюджетный период соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря), а в США длится с 1 октября по 30 сентября.

Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации.

Объектом исследования является бюджет Кировский муниципальный район г. Санкт-Петербурга образования.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Местный бюджет - это централизованно сформированный финансовый фонд муниципального образования, а также сам процесс его формирования, образования, утверждения и исполнения. Контроль над его исполнением осуществляется органами местной власти самостоятельно. В состав сметы могут входить расходы отдельных территорий и населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями.

Местный бюджет формируются за счет закрепленных законом источников для каждого уровня. В фонды бюджета поступают местные налоги, отчисления, передаваемые органами госвласти на исполнение определенных полномочий, доходы от приватизируемого имущества, сдачи в аренду муниципальных объектов собственности, субвенций, дотаций, транфертных платежей и др. Отношения между бюджетами осуществляются путем передачи средств из фондов одних в фонды других: вышестоящие выделяют целевые средства нижестоящим и т.д. Целью такого регулирования является распределение источников между бюджетами разных уровней. Местный бюджет может включать в себя целевые и резервные фонды, средства которых могут передаваться для реализации различных социальных, экологических, экономических программ и т.п.

Отношения между бюджетами регулируются либо закреплением их в нормативных актах, либо путем подписания соглашений о разделении полномочий государства и регионов. Доходная и расходная части, которые предусматривает местный бюджет, отдельно отражают финансирование мероприятий местного значения и осуществление федеральных полномочий как субъектов РФ. Местные налоги и льготы по ним устанавливаются местными органами власти самостоятельно. Пополнение местных фондов возможно при проведении референдумов с учетом мнения местного населения в форме разовых добровольных внесений средств жителями района. Плата за пользование природными ресурсами, добываемыми на муниципальной территории, также поступает в местные бюджеты. Внебюджетные фонды могут образовываться на условиях и в порядке, установленном законами РФ. Если этих источников недостаточно, государственные федеральные органы и органы власти субъектов РФ могут передавать местным органам самоуправления прочие доходные источники бюджетов более высокого уровня. При оценке минимального уровня местного бюджета переходящие остатки предыдущих лет в расчет не берутся. Расходы местных бюджетов определяются непосредственно органами местного самоуправления. Они должны обеспечивать удовлетворение основных потребностей населения на уровне социальных стандартов.

Средства, которые должны быть использованы на выполнение государственных полномочий, предусматриваются ежегодно во всех бюджетах субъектов РФ. Изменение этих расходов контролируется федеральными органами госвласти. Если решение властей высшего уровня приводит к увеличению расходов местного бюджета, то эти средства компенсируются органами, принявшими такое решение. Государство гарантирует то, что местный бюджет определяется самостоятельно органами местного управления, которые имеют право также свободно определять направления использования этих средств. Это же относится и к распоряжению остатками средств, образовавшимися на конец года. Бюджетное регулирование осуществляется согласно минимальным социальным стандартам, нормам и нормативам бюджетной обеспеченности.

Местный бюджет в расходной части делится на бюджеты текущего периода и развития. К первой группе относится финансирование капстроительства, вложения в крупные проекты, расходы на содержание ЖКХ, охрану окружающей среды, обеспечение образовательного процесса, здравоохранения, науки, культуры, спорта и т.д. Ко второй - выделение средств на финансирование затрат, которые необходимы на расширенное воспроизводство: вложения в уставные капиталы предприятий, кредиты на поддержку малого предпринимательства, социально-экономическое развитие территории, экологические программы и др.

Рассматривая динамику расходов бюджета МО Кировского района, можно отметить следующие тенденции.

Расходы бюджета МО Кировский район с каждым годом увеличиваются пропорционально доходам. В 2010 г. израсходовано 112 160,9 тыс. руб., в 2011 г. эта сумма выросла на 9 806,7 тыс. руб. и составила 121 967,6 тыс. руб., темп прироста в 2011 г. по отношению к 2010 г. равен 8,74%. В 2012 г. общая сумма расходов увеличилась до 168 304,9 тыс. руб., что на 46 337,3тыс. руб. больше, чем в 2011 г. Это увеличение отражено в темпе роста равном 37,99% относительно показателя 2011 г.

Рассматривая расходы по разделам, можно отметить, что наиболее крупными из них являются расходы на образование и на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Необходимо отметить такой разброс значений сумм, выделяемых на ЖКХ. В 2010 г. на ЖКХ выделялось 2350 тыс. руб., в 2011 г. сумма увеличилась более чем в 2 раза (на 132,87%), и составила 5 472,5 тыс. руб., в 2012 г. на расходы ЖКХ затрачено 676,8 тыс. руб., а это 12,37% от суммы 2011 г. Это вызвано тем, что по распоряжению Губернатора Ленинградской области в 2011 г. приоритетными направлениями расходования бюджетных средств должны были быть расходы на образование, здравоохранение и ЖКХ. Бюджетные средства расходуются в основном на коммунальное хозяйство, а конкретно на газификацию и водоснабжение Кировского района. Расходы, связанные с жилищным хозяйством полностью покрывается за счет средств населения.

Согласно анализу социально-экономическое положение района за 2010-2012 года улучшилось.

 Бюджет Кировского муниципального района за 2011 год исполнен по доходам в объеме 546,7 млн. руб. или на 98,0 % к плановому показателю.

По расходам исполнение составило 570,4 млн.руб. или на 97,2% к плановым назначениям. Бюджет муниципального района сложился с дефицитом в объеме 23,7 млн. рублей, что не превышает предела, установленного статьей 92,1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (10%). Основными источниками финансирования дефицита бюджета привлечены кредиты банков и бюджетные кредиты из областного бюджета.

Выросли расходы в сравнении с 2010 годом по разделам: «Общегосударственные вопросы» - на 9,5%, «Жилищно-коммунальному хозяйству» - на 12,9%, «Образование» - на 33,3%, « Культура и кинематография» - на 25,4%.

 Увеличение расходов бюджета по сравнению с 2010 годом сложилось в результате повышения заработной платы работникам учреждений Кировского района и увеличения вложений бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований  района.

Уменьшились расходы по разделам «Социальная политика» на 8%, за счет уменьшения фактической потребности средств для выплат опекунских пособий,  «Здравоохранение» на 95% в связи с переходом на финансирование из областного бюджета и «Межбюджетные трансферты» на 24,5%.

Для устранения недостатков в исполнении бюджета Кировского района необходимо активизировать работу главных администраторов доходов районного бюджета по обеспечению поступлений собственных доходов.

Усилить контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием бюджетных средств, не допускать безлимитных расходов, увеличения штатной численности аппаратов учреждений.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов планомерно перейти к построению муниципального бюджета на основе муниципальных программ, с четкими показателями результативности и эффективности их использования.

Принимаемые районные целевые программы обеспечивать финансированием в полном объеме из бюджета района для реализации предусмотренных мероприятий и достижения целей. При разработке программ предусматривать систему показателей, определяющих количественную и качественную оценку ожидаемых результатов реализации программы (индикаторы экономической и социальной эффективности).

Принять меры по сокращению дебиторской и кредиторской задолженностей.  Соблюдать сроки погашения обязательств по муниципальным гарантиям, представленным муниципальным районом.

- Вам это пригодится:

- Формирование доходов бюджетов субъектов РФ

- Этапы формирование доходов бюджета на стадии исполнения

Динамика доходов и расходов бюджета муниципального образования РФ
Поиск