|
Формирование доходов бюджетов субъектов РФВ условиях реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Это объясняется продолжительностью проводимых реформ, основы которых были заложены еще в бюджетном законодательстве конца XX в. Их перманентный характер не позволяет с достаточной точностью и в долгосрочной перспективе планировать и исполнять бюджеты бюджетной системы России по доходам. В экономической литературе проработанными являются вопросы взимания отдельных видов налогов либо вопросы налогообложения в рамках актуальных приоритетов осуществляемой бюджетной политики. Проблемы же бюджетных полномочий по формированию доходов, особенно в части неналоговых доходов бюджетов, практически остаются без внимания. С другой стороны, действующая практика предполагает либо рассмотрение формирования доходов бюджетов как планирование показателей доходов, либо как наполнение бюджета в процессе его исполнения. Общая картина при таком подходе теряется. С нашей позиции, целесообразно формирование доходов бюджетов рассматривать на всех стадиях бюджетного процесса. В соответствии с действующим законодательством доходы бюджетов бюджетной системы РФ формируются в соответствии с бюджетными полномочиями РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах и об иных обязательных платежах. Участниками формирования доходной части бюджетов являются:
Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. На стадии составления проекта бюджета оно основано на бюджетных полномочиях органов власти и управления. Бюджетные полномочия означают возможности органов власти различного уровня формировать свои доходы и осуществлять расходование средств. Эти полномочия установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) и иными нормативными документами. Органы власти всех уровней имеют полномочия по формированию доходов, а органы власти субъектов РФ - еще и по установлению нормативов отчислений в местные бюджеты. Вопросам распределения налоговых полномочий в РФ уделено достаточно много внимания в экономической литературе. В частности, теорией и практикой этих вопросов занимаются В. А. Николаев, Н. И. Малис. Перечень законодательных основ, устанавливающих полномочия РФ, субъектов РФ в этой области, а также сроки их введения, представлены в табл. 1. Таблица 1 Сроки введения полномочий по формированию доходов бюджетов и субъектов РФ
Данные табл. 1 подтверждают перманентный характер законодательства, регулирующего полномочия органов власти и управления по формированию доходов. Постоянством отличаются только полномочия федеральных органов власти и управления. Все они начали действовать в 2008 г. По отношению к субъектам РФ установленные в 2008 г. бюджетные полномочия были изменены и дополнены вследствие проводимой реформы, нацеленной на внедрение среднесрочного бюджетного планирования. Из общего перечня полномочий субъектов РФ в области формирования доходов бюджетов действующим законодательством выделяются полномочия по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты. Именно эти полномочия наиболее динамично изменяются в последние годы, что подтверждают результаты исследования. В частности, с 1 января 2014 г. изменены требования к дополнительным нормативам отчислений по налогу на доходы физических лиц, что явилось следствием перераспределения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ. Перечень полномочий муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов на основе ст. 63-64 БК РФ приведен в табл. 2. Таблица 2 Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов бюджетов
Данные табл. 2 свидетельствуют о кардинальном пересмотре полномочий органов местного самоуправления лишь в 2008 г. Таким образом, права органов государственной власти и органов местного самоуправления позволяют сформировать бюджеты бюджетной системы РФ. Полномочия органов власти и управления по формированию доходов бюджетов - это лишь часть бюджетных полномочий РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, определенных ст. 7-9 БК РФ. Из их совокупности особо выделяются бюджетные полномочия, относящиеся к формированию доходов соответствующих бюджетов. В рамках поручения Президента РФ Министерству финансов РФ и Министерству экономического развития РФ по проведению экспертизы эффективности расходов федерального бюджета рабочими группами был выявлен ряд проблем, в числе которых избыточная централизация расходных обязательств и доходных источников на региональном уровне [7, с. 45, 48]. Следствием этого является искаженная структура доходов местных бюджетов, в которых более 60 % составляют межбюджетные трансферты. Спорными являются и методики их распределения, например, в части расчета индекса бюджетных расходов. Значимость вопросов распределения дотаций, субсидий и субвенций в настоящее время возрастает и требует отдельных научно-теоретических исследований. Перечисленные в статье бюджетные полномочия формируются, с нашей позиции, на основе следующих принципов, выделенных на базе принципов построения бюджетной системы РФ:
Принцип единства в таком контексте означает, что доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ формируются в соответствии с единым законодательством. Закрепление доходов бюджетов бюджетной системы РФ в рамках второго принципа осуществляется на основе Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и других законодательных и нормативных правовых актов. Самостоятельность бюджетов проявляется как при планировании показателей доходов, так и при их использовании, в том числе в части полученной экономии. Четвертый принцип означает, что формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется на основе единых требований. В процессе исполнения бюджета все доходы должны отражаться в учете и отчетности полностью на основе реальных фактов хозяйственной жизни. Это предполагают пятый и шестой принципы формирования доходов. Принцип единства кассы в данном случае означает зачисление всех поступлений на единый счет бюджета. Таким образом, на основе указанных принципов и в соответствии с полномочиями тех или иных органов власти происходит формирование бюджетов на стадии составления проекта бюджета, которое выражается в планировании соответствующих показателей доходов. На стадии рассмотрения и утверждения бюджета законодательными (представительными) органами власти может производиться корректировка показателей доходов. При этом не все показатели могут быть изменены. Так, при утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ. В рамках второго чтения поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов РФ рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом по бюджету Совета Федерации. - Вам это пригодится: - Динамика доходов и расходов бюджета муниципального образования РФ - Этапы формирование доходов бюджета на стадии исполнения |
|