Понедельник, 25.09.2017, 11:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Формирование доходов бюджетов субъектов РФ

В условиях реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Это объясняется продолжительностью проводимых реформ, основы которых были заложены еще в бюджетном законодательстве конца XX в. Их перманентный характер не позволяет с достаточной точностью и в долгосрочной перспективе планировать и исполнять бюджеты бюджетной системы России по доходам.

В экономической литературе проработанными являются вопросы взимания отдельных видов налогов либо вопросы налогообложения в рамках актуальных приоритетов осуществляемой бюджетной политики. Проблемы же бюджетных полномочий по формированию доходов, особенно в части неналоговых доходов бюджетов, практически остаются без внимания.

С другой стороны, действующая практика предполагает либо рассмотрение формирования доходов бюджетов как планирование показателей доходов, либо как наполнение бюджета в процессе его исполнения. Общая картина при таком подходе теряется. С нашей позиции, целесообразно формирование доходов бюджетов рассматривать на всех стадиях бюджетного процесса.

В соответствии с действующим законодательством доходы бюджетов бюджетной системы РФ формируются в соответствии с бюджетными полномочиями РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах и об иных обязательных платежах.

Участниками формирования доходной части бюджетов являются:

  • плательщики налогов, сборов и иных платежей;
  • коммерческие банки и учреждения Банка России;
  • администраторы поступлений;
  • органы Федерального казначейства;
  • Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Формирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. На стадии составления проекта бюджета оно основано на бюджетных полномочиях органов власти и управления.

Бюджетные полномочия означают возможности органов власти различного уровня формировать свои доходы и осуществлять расходование средств. Эти полномочия установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) и иными нормативными документами.

Органы власти всех уровней имеют полномочия по формированию доходов, а органы власти субъектов РФ - еще и по установлению нормативов отчислений в местные бюджеты.

Вопросам распределения налоговых полномочий в РФ уделено достаточно много внимания в экономической литературе. В частности, теорией и практикой этих вопросов занимаются В. А. Николаев, Н. И. Малис.

Перечень законодательных основ, устанавливающих полномочия РФ, субъектов РФ в этой области, а также сроки их введения, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сроки введения полномочий по формированию доходов бюджетов и субъектов РФ

Содержание полномочий

Законодательная база полномочий

Срок вступления в силу

Полномочия РФ по формированию доходов бюджетов

Законодательная база введения федеральных налогов

п. 1 ст. 53 БК РФ

с 2008 г.

Установление сроков изменения законодательной базы по доходам

п. 2 ст. 53 БК РФ

с 2008 г.

Взаимосвязь законодательства о налогах и сборах и закона о бюджете

п. 3 ст. 53 БК РФ

с 2008 г.

Полномочия субъектов РФ по формированию доходов бюджетов

Законодательная база введения региональных налогов

п. 1 ст. 59 БК РФ

с 2008 г.

Установление сроков изменения законодательной базы по доходам

п. 2 ст. 59 БК РФ

с 2013 г.

Взаимосвязь законодательства о налогах и сборах и закона о бюджете

п. 3 ст. 59 БК РФ

с 2013 г.

Полномочия субъектов РФ по установлению от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты

Установление единых нормативов отчислений от налогов и сборов в разные типы местных бюджетов

п. 1 ст. 58 БК РФ

с 2011 г.

Запрет снижения нормативов отчислений от налогов и сборов

п. 1.1 ст. 58 БК РФ

с 2013 г.

Установление дополнительных нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц

абз. 1 п. 2 ст. 58 БК РФ

с 2008 г.

Наделение муниципальных районов полномочиями по установлению дополнительных нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц

абз. 2 п. 2 ст. 58 БК РФ

с 2008 г.

О минимальном размере дополнительных нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц

п. 3 ст. 58 БК РФ

с 2014 г.

Установление обязательных дифференцированных нормативов отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ

п. 3.1 ст. 58 БК РФ

с 2013 г.

Данные табл. 1 подтверждают перманентный характер законодательства, регулирующего полномочия органов власти и управления по формированию доходов. Постоянством отличаются только полномочия федеральных органов власти и управления. Все они начали действовать в 2008 г.

По отношению к субъектам РФ установленные в 2008 г. бюджетные полномочия были изменены и дополнены вследствие проводимой реформы, нацеленной на внедрение среднесрочного бюджетного планирования.

Из общего перечня полномочий субъектов РФ в области формирования доходов бюджетов действующим законодательством выделяются полномочия по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты. Именно эти полномочия наиболее динамично изменяются в последние годы, что подтверждают результаты исследования. В частности, с 1 января 2014 г. изменены требования к дополнительным нормативам отчислений по налогу на доходы физических лиц, что явилось следствием перераспределения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ.

Перечень полномочий муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов на основе ст. 63-64 БК РФ приведен в табл. 2.

Таблица 2

Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов бюджетов

Полномочия органов местного самоуправления Сроки введения

Для всех типов местных бюджетов

Муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством РФ о налогах и сборах

с 2008 г.

Муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования

с 2008 г.

Внесение изменений в муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период)

с 2008 г.

Дополнительные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов

Муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района  (за исключением решения о бюджете муниципального района  или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района  нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и (или) законом субъекта РФ в бюджет муниципального района

с 2008 г.

Данные табл. 2 свидетельствуют о кардинальном пересмотре полномочий органов местного самоуправления лишь в 2008 г.

Таким образом, права органов государственной власти и органов местного самоуправления позволяют сформировать бюджеты бюджетной системы РФ.

Полномочия органов власти и управления по формированию доходов бюджетов - это лишь часть бюджетных полномочий РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, определенных ст. 7-9 БК РФ. Из их совокупности особо выделяются бюджетные полномочия, относящиеся к формированию доходов соответствующих бюджетов.

В рамках поручения Президента РФ Министерству финансов РФ и Министерству экономического развития РФ по проведению экспертизы эффективности расходов федерального бюджета рабочими группами был выявлен ряд проблем, в числе которых избыточная централизация расходных обязательств и доходных источников на региональном уровне [7, с. 45, 48]. Следствием этого является искаженная структура доходов местных бюджетов, в которых более 60 % составляют межбюджетные трансферты. Спорными являются и методики их распределения, например, в части расчета индекса бюджетных расходов. Значимость вопросов распределения дотаций, субсидий и субвенций в настоящее время возрастает и требует отдельных научно-теоретических исследований.

Перечисленные в статье бюджетные полномочия формируются, с нашей позиции, на основе следующих принципов, выделенных на базе принципов построения бюджетной системы РФ:

  • единства;
  • разграничения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов бюджетов;
  • достоверности;
  • единства кассы.

Принцип единства в таком контексте означает, что доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ формируются в соответствии с единым законодательством.

Закрепление доходов бюджетов бюджетной системы РФ в рамках второго принципа осуществляется на основе Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и других законодательных и нормативных правовых актов.

Самостоятельность бюджетов проявляется как при планировании показателей доходов, так и при их использовании, в том числе в части полученной экономии.

Четвертый принцип означает, что формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется на основе единых требований.

В процессе исполнения бюджета все доходы должны отражаться в учете и отчетности полностью на основе реальных фактов хозяйственной жизни. Это предполагают пятый и шестой принципы формирования доходов.

Принцип единства кассы в данном случае означает зачисление всех поступлений на единый счет бюджета.

Таким образом, на основе указанных принципов и в соответствии с полномочиями тех или иных органов власти происходит формирование бюджетов на стадии составления проекта бюджета, которое выражается в планировании соответствующих показателей доходов.

На стадии рассмотрения и утверждения бюджета законодательными (представительными) органами власти может производиться корректировка показателей доходов. При этом не все показатели могут быть изменены.

Так, при утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В рамках второго чтения поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов РФ рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом по бюджету Совета Федерации.

- Вам это пригодится:

- Динамика доходов и расходов бюджета муниципального образования РФ

- Этапы формирование доходов бюджета на стадии исполнения

Формирование доходов бюджетов субъектов РФ
Поиск

Яндекс.Метрика