Пятница, 29.03.2024, 04:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Философия организации (предприятия)

Философия организации - это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации. Философия компании - это относительно новое направление в учении о понимании мироздания и своей роли в мире и вселенной. Организация, компания или холдинг, как новая организационная структура, единица общества, является порождением новых стремлений, ценностей, духовным составляющим человечества. Философствовать - значит рассуждать о вечном, управлять организацией - значит создавать рентабельное производство, расширять долю рынка, кажется, что эти два понятия не имеют точек соприкосновения.

Экономическая глобализация задает свои параметры и ритм жизни, запустив следующий виток эволюции сознания человека. Крупные компании, выполняя функцию двигателей экономик, помимо добычи прибыли, взяли на себя ответственность за людей, которые, составляют основу интеллектуальной части компании, ее «жизненной силы», и тех, кто пользуется плодами ее производства и услугами.

Как и человек, компания, выступающая социально-общественной объединяющей энергией, должна определить для себя принципы своего существования, своего пути, обозначить свое отношение к обществу, к своему внутреннему развитию, под эгидой светлых истин и победой идеалов собрать людей разного склада, со своими проблемами, принципами, желаниями, стремлениями, взглядами на жизнь. Как в далекие времена, человек определял и принимал вероучения, приемлемые для себя, или принятые понятным для него обществом, так и организация представляет работнику свою позицию и курс в море социально-экономических движениях, принимая его в команду. И при всех разного рода потрясениях, изменений взглядов отдельных лиц внутри и во вне, видение и миссия организации должна быть неизменной, определяя свою «религию» и «светлое будущее», вселяя надежду и уверенность своей команды в тех, для кого она служит.

Основные элементы философии организации:
- цели и задачи организации;
- декларация прав сотрудников;
- поощрения и запреты;
- требования к личностным качествам сотрудников;
- условия и оплата труда;
- социальные блага и гарантии;
- хобби и увлечения сотрудников.

Элементами российской философии на эффективных предприятиях являются:
- приоритет жителей города, района, коренной национальности при подборе персонала и его карьерном росте;
- формирование семейных династий;
- поддержание высокого имиджа организации в СМИ;
- высокая трудовая и исполнительская дисциплина в организации;
- переход на международные стандарты качества;
- непрерывное повышение квалификации и рост профессионального мастерства персонала;
- целенаправленная работа по улучшению условий труда работников;
- обеспечение достойной оплаты труда;
- обеспечение социальных благ и гарантий в соответствие с ТК РФ, закрепленных в контракте сотрудников.

В наше время это весьма актуальная проблема, умение определить основной замысел, отражающий цели предприятия, его стратегию и направленность деятельности. Уделяют внимание стратегическим целям, формулируют миссию и доводят до сознания рядовых сотрудников, делают акцент на формирование корпоративной культуры на основании философии организации.

Рассмотрим классификацию, которая позволит понять философию организации.

1. Философия захвата. Доминирует установка на овладение как можно большим числом ресурсов: финансовых, энергетических, властных. Руководители относятся к своим подчиненным как средству для увеличения прибыли и хотят, чтобы те работали под лозунгом: «В суках 25 часов, а в неделе - 8 дней». Подчиненные используют любую возможность карьерного продвижения, зачастую игнорируя некоторые нормы морали. Ценность имеет только то, что приносит быстрый и значительный успех. В подобных организациях сотрудники с легкостью увольняются, поддерживается высококонкурентная среда, поощряется «сталкивание лбами

2. Философиия функционала. В таких организациях ценностью является только профессиональный рост. Подчиненные в таких фирмах могут работать сверхурочные и соглашаются на временное снижение заработной платы, если они понимают, что благодаря предлагаемой работе они становятся профессиональнее. Персонал в таких организациях легко замещается другим, более профессиональным, да и сами сотрудники легко переходят в другие фирмы, где им предложат более выгодные условия или возможность для реализации своих профессиональных амбиций. Руководство в организациях с преобладающей философией функционала находится перед постоянной дилеммой: повышать ли квалификацию своих сотрудников или нет, ведь, обучившись, они могут уйти. А у сотрудников другая дилемма: раскрывать ли свой потенциал до конца, передавать ли свой опыт молодым, так как молодые могут«подсидеть» опытных и занять более выгодные позиции. В общем, в подобных организациях люди работают на повышение своей стоимости как профессионалов. В фирмах с философией функционала инновации нужно внедрять с параллельным повышением квалификации. Необходимо сделать так, чтобы сотрудники благодаря новшеству смогли повысить свой профессиональный уровень, тогда они пойдут и на увеличение рабочего дня с сохранением уровня оплаты, и на временное ухудшение условий труда, и на изменение привычного стиля работы.

3. Философия племени. Зачастую люди переносят семейные отношения в производственную среду. В организации с доминирующей философией племени самым ценным будет лояльность фирме и лично вождю. Сотрудник в подобной компании воспринимается не просто как носитель труда, но как член семьи. Самое интересное, руководители таких фирм даже внешних консультантов со временем начинают воспринимать с точки зрения семейных отношений. Это проявляется в информированности руководителя о личной жизни сотрудника, в его влиянии на все сферы жизни персонала. Сотруднику должно быть стыдно просить прибавку к зарплате: начальник сам решит, когда повысить оплату труда. Сотрудник должен оставаться на рабочем месте дольше обычного, если это нужно для дела, а начальник, в свою очередь, заботится о сотруднике, как о члене своей семьи и не пойдет на сокращение штатов только ради прибыли. Зачастую члены семьи и работают вместе в такой организации. Инновации в компании с преобладающей философией племени воспринимаются через призму устойчивости и лояльности. Как и в настоящем племени, здесь большую роль играют ритуалы, которые необходимо знать внешним консультантам и тренерам, чтобы избежать лишних коммуникативных ошибок. Очень важно на все ключевые позиции инновационного проекта расставить людей, преданных руководителю (лучше членов семьи), тогда руководитель будет достаточно информированным в том, что происходит и не требовать дополнительных актов подтверждения лояльности, что отнимает много времени.

4. Философия структурирования жизни. Некоторые люди ходят на работу для того, чтобы… ходить на работу! Зачастую так работают целые организации. Обычно это организации с фиксированным годовым бюджетом, чей доход не связан с качеством деятельности. В подобных организациях руководители имеют некий ресурс для поощрения, за счет которого обеспечивают себе зону лояльности, а подчиненные живут по принципу: «Кот из дома - мыши в пляс».  Контроль над работой осуществляется наплывами, которые персонал пережидает. Наиболее активные сотрудники повышаются по карьерной лестнице и, как правило, затем эта активность снижается. В таких организациях работать комфортно тем, кто ценит защищенность и устойчивость. Любые инновации захлебываются в таких организациях достаточно быстро, поскольку «нами так мало платят», «это никому не нужно», «мы это не умеем делать», «надо все очень хорошо продумать». Эмоциональное сопровождение инновационного процесса, выражающееся в увеличении массовых собраний либо корпоративных мероприятий, дает в таких организациях хоть и краткосрочный, но эффект.

5. Пещерная философия. Не все люди выросли и стали взрослыми, они сохранили подростковыми установками и фантазиями. Одной из подобных фантазий является фантазия о работе как о чем-то неприятном. Жить ведь надо для удовольствия! А удовольствие требует денег, которые дает неприятная, по определению, работа. Среди таких «взрослых-детей»циркулируют истории о том, что кто-то как-то очень много заработал и теперь отдыхает, живет в свое удовольствие. И эти люди заканчивают ВУЗы, становятся специалистами, руководителями, воспринимая мир как большой лес, в котором есть блага, которые надо схватить и утащить в свою пещеру. Поэтому данный вид философии и назвали, для образности, пещерной. В такой организации доминирующая ценность- досуг, который находится вне работы. Пещерная философия отрицает саму работу как процесс. Основным мотивом что-то делать для сотрудника является мотив получения вознаграждения. Основным мотивом что-то делать для начальника является тот же самый мотив. В этих фирмах сотрудники стремятся четко ограничить свои обязанности, чтобы не делать большего, любят говорить об офисном рабстве, а начальники озабочены тем, чтобы выжать из сотрудников за выделенные средства как можно больше.

Подводя итог, можно отметить, что философия организации - это в первую очередь философия ответственности за свою деятельность, осознания себя как субъекта социального управления, осуществляющего через свою деятельность разнообразные воздействия на социальную среду. В эпоху глобализации философия организации должна быть ориентирована на ценности, смыслы, включенные в широкий социальный контекст, предопределяющие деятельность организации, способствующую установлению гармонизации мирового сообщества. Это должно проявляться в решительном отказе от исключительной заботе о самом себе. Должна стать ведущей ориентация на обращение к миру, к чужому, к другому, и, тем самым - к клиенту.

Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и эффективное развития. Несоблюдение философии организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, к снижению имиджа фирмы, а в дальнейшем может привести к краху и разорению предприятия, так как люди - главное богатство. Четко сформулированная философия в рамках конкретной организации, облаченная в знаковую форму и внедренная в рабочую действительность, теряет свою абстрактность для рядового сотрудника компании, способствуя тем самым слаженности работы и достижению намеченных целей. Знание философии организации, дает знание смысла ее существования в среднесрочной перспективе, знание особенностей поведения ее сотрудников в инновационной ситуации. Это условие, которое необходимо учесть, чтобы избежать лишних временных и энергетических потерь.

- Вам это пригодится:

- Философии бизнеса организации (предприятия)

 

Философия организации (предприятия)
Поиск