Суббота, 20.04.2024, 10:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Исторические тенденции развития системы профориентационной работы

Своеобразные способы оценки способностей человека возникли много веков назад еще в Древнем Египте, Китае и Греции. К началу ХIХ столетия относились первые научные работы, затрагивающие проблемы профориентации и профессионального отбора. В 1849 г. во Франции увидело свет первое «Руководство по выбору профессий», а в 1883 г. Ф. Гальтон впервые предложил применять тестовые испытания для оценки качеств личности, которые позже нашли успешное применение для профессионального  отбора.

В результате социально-экономического развития общества, к началу ХХ столетия на Западе возникла необходимость научного обоснования и педагогического руководства профессиональным самоопределением учащейся молодежи, «сложилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которые обслуживали бы значительные массы людей и которые отвечали бы потребностям как претендентов на новые места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и, что важно, готовых оплачивать профориентационные услуги…».

Практическая реализация идей профориентационной направленности ведущих ученых началась с открытия во многих странах бюро, лабораторий, институтов, призванных решать вопросы профессионального самоопределения и профессионального отбора. Например, первая лаборатория по профориентации в Европе появилась в 1903 году в Страсбурге, а в 1908 году  профессор Гарвардского университета Ф. Парсонс основал в Бостоне «Бюро ориентации для оказания помощи школьникам в выборе жизненного пути». Позже аналогичные бюро открылись в ряде  городов США, а затем и во многих странах Европы (Бельгии. Испании, Чехии, Швейцарии, Швеции, Англии и др. странах).

С появлением первого бюро профессиональной ориентации началось использование на практике научно обоснованных методик, применимых для измерения индивидуальных различий и предрасположенности молодежи  к успешному обучению и труду. Основной задачей профориентации в то время являлась помощь молодому поколению в определении наиболее оптимальной сферы будущей профессиональной деятельности на основании сопоставления требований к профессии и особенностями конкретного человека.

Например, в Великобритании школьные власти открыли сеть учреждений, оказывающих помощь учащимся в выборе профессии, заключающейся в предоставлении информации о состоянии рынка труда, условиях работы и пр. Был принят специальный закон, дающий право школьным властям, с разрешения министра народного просвещения, открывать учреждения, где бы учащиеся в возрасте до 17 лет могли получать практическую помощь в выборе профессии. В 1911 году английскими властями был издан специальный циркуляр, регулирующий работу бирж труда совместно со школой, который предписывал оказывать содействие школьникам в выборе профессии.

В конце ХIХ века и в России появились первые специализированные учреждения, занимавшиеся проблемами профессиональной ориентации. Так, «Городские посреднические бюро», возникшие в 1897 году в Москве, бесплатно предоставляли клиентам «указания работы», а в годы Первой мировой войны «биржи труда» получили статус государственных учреждений. Молодежь могла найти место работы в выходящих с 80-х гг. XIX в. справочниках: «Адрес-календарь», «Студенческий альманах» и др.  

В отечественной профориентации начало ХХ столетия ознаменовалось жаркими дискуссиями, развернувшимися вокруг проблемы профессионального отбора и профессиональной пригодности специалистов. В отечественной системе профотбора использовались медицинские освидетельствования, опросники, оценки качества труда работников,  «статистические способы оценки (с претензией на «объективность»), а сами деловые качества предлагались не в виде четкого перечня, а на основе «предположения» об их важности для работы». 

В России советского периода развитие профессиональной ориентации было тесно связано с политическими изменениями. После 1917 года московский педагогический музей организовал «отдел юношествоведения», предпринявший ряд исследований, касающихся проблемы выбора профессии учащимися школ различных типов, проводил  опросы школьников и гимназистов  многих регионов России.

В 20-е годы ХХ века по западному образцу возникло такое направление, как психотехника. Ее сторонники занимались, наряду с другими проблемами изучением психологических особенностей личности в связи с выбором профессии.  Исследования велись в открытом 1921 году в Москве Центральном институте труда (ЦИТ), руководителем которого был назначен А.К. Гастев. Институт труда был первой отечественной организационной структурой, в которой концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. С 1931 года в Москве проводились ежегодные Международные психотехнические конференции, вышло в свет более 400 книг и научных работ по психотехнической проблематике, издавались  журналы и бюллетени. Но в 30-х годах  исследования по психотехнике были запрещены по политическим причинам.

В 1922 году Наркомат РСФСР принял решение о создании подростковых бюро по выбору профессии. К 1923 году проблемами труда и профессиональной подготовки занимались около 60 организаций (ЦИТ, Центральная лаборатория по изучению труда в Петрограде, Казанский институт НОТ и др.). Деятельность этих организаций так или иначе была связана с основными проблемами профориентации.

Первая лаборатория профессиональной консультации была открыта при институте по изучению мозга (Ленинград) в 1927 году по инициативе А.Ф. Кларка. Только в 1927-28 гг. бюро профориентации обследовало 2700 подростков, в следующие пять лет эта цифра выросла до 7 млн. 600 тыс. детей.

С 1926 по 1936 гг. в России  функционировала специальная структура ведомств по труду, которая осуществляла профессиональную ориентацию школьников, а бюро по профконсультации, которых к 1933 году было уже 47, открылись во многих российских городах: Брянске, Киеве, Ростове-на-Дону, Перми и др.

Системой разработки школьной профориентации занималась Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору. В отечественной педагогике назрела необходимость подготовки профессиональных педагогов, осуществляющих профориентационную работу со школьниками. Профконсультанты появились во многих школах, а педологи развернули активную работу по профессиональному отбору. Вместе с тем, вопросы одаренности и интереса к профессии оставались предметом изучения многих отечественных педагогов. Например, С.Т. Шацкий, призывал педагогов оказывать каждому школьнику помощь в максимальном развитии сил и способностей «в наиболее подходящем для каждого ученика направлении…», а для этого необходимо хорошо знать каждого из них. Являясь сторонником систематического подхода к работе по профориентации учащихся, С.Т. Шацкий предлагал проводить со школьниками наряду с коллективной, и  индивидуальную работу в учебных кабинетах и мастерских: «школы, имеющие соответствующее оборудование или подходящий персонал, школы, имеющие мастерские и установившие связи с некоторыми производствами, конечно, могли бы ближе подойти к разрешению этих вопросов, толкая наших ребят не только на экскурсии и наблюдения, но и на систематическую работу, приближающую учеников к той или другой профессии».

В статье «Выбор профессии» в 1934 году П.П. Блонский писал: «основные причины, побуждающие подростка выбирать для себя ту или иную профессию, – это, во-первых то, что данная профессия, данный вид работы ему нравится, и, во-вторых, то, что он способен к этому. Склонность и способность – две основные причины профессионального самоопределения подростка, если не считать действия объективных причин, лежащих вне подростка, и не зависящих от его воли».

Как уже было сказано, в 1936 году исследования в области психотехники были свернуты, ее организационные структуры ликвидированы, многие труды психотехников запрещены. Со второй половины  30-х и, фактически, до конца 50-х годов ХХ века школьная профориентация в  Советской России также была прекращена. В 1937 году трудовое обучение в школах отменено, перестали осуществляться профориентационные исследования школьников. По справедливому мнению Н.С. Пряжникова «в период сталинского тоталитаризма профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили».

В целом, отечественная система профессиональной ориентации учащихся школ в первой половине ХХ столетия осуществлялась в кружковой деятельности (в основном, технической направленности), включала  посещение школьниками экскурсий на заводы и фабрики; участие в работе краеведческих и политехнических музеев, в выставках производственного характера. Для ребят проводились беседы, устраивались тематические просмотры кинофильмов о производстве,  выставки книг о профессиях и др. 

В 60-х годах интерес к проблемам профориентации обострился (именно к этому периоду относится начало деятельности группы профориентации под руководством А.Н. Волковского при НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, научных профориентационных лабораторий в Москве, Ленинграде, Киеве и др.).

Центром профориентационной работы с учащимися являлась общеобразовательная школа, призванная создавать условия для сознательного выбора профессии и координации деятельности других звеньев системы профориентации. При решении основных проблем профориентационного характера поддерживалась тесная связь школы с семьей, профессиональными учебными заведениями, трудовыми коллективами и общественными организациями, учреждениями культуры, объединениями по интересам. Совместная профориентационная деятельность этих институтов активно освещалась в средствах массовой информации.

В качестве общей цели профориентации школьников  60-80-х гг. выдвигалось «формирование осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждого школьника  и потребностям общества в кадрах». 

Для достижения данной цели в процессе профориентации должен был быть решен целый комплекс взаимосвязанных задач:

  • максимальное информирование учащихся о мире и о требованиях профессий к личности;
  • активизация познавательной деятельности учащихся в поиске «своей» профессии;
  • создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
  • формирование профессиональной направленности личности, общественно значимых мотивов выбора профессии;
  • изучение школьников в целях профориентации;
  • проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
  • формирование профессиональных намерений и оказание помощи в их реализации;
  • анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве;
  • изучение эффективности всей профессиональной работы.

Огромная роль в процессе профессионального самоопределения отводилось самовоспитанию, основные этапы которого заключались «в подражании школьника идеалам, к которым относится соединение идеального образа со сходной ситуацией, выработке программы подражания, воспроизведении действий образца, воспроизведении всего образа поведения образца с внесением индивидуальных особенностей личности».

Пути реализации профессионального самоопределения школьников виделись в организации и проведении профессиональной консультации (справочно-информационной, диагностической, медицинской, корректирующей); различных форм профориентационной работы (экскурсий, встреч с представителями различных профессий, просмотров кинофильмов, написания рефератов); самовоспитания и построения профессиональных планов учащихся.

В 1977 году при Министерстве просвещения СССР образован межведомственный методический совет по профориентации. При научно-исследовательских институтах в данный период созданы специальные секторы и лаборатории, межведомственные советы по профориентации, УПК и трудовому обучению, стали создаваться специализированные центры профессиональной ориентации школьников и молодежи. К концу 70-х годов  различные формы профориентационной работы в масштабах школы были систематизированы, массовые методы работы были дополнены индивидуальными, обусловленными «типичными ситуациями личностного профессионального планирования». Главными направлениями школьной профориентации советского периода по-прежнему оставались пропаганда и агитация тех профессий, которые были необходимы в народном хозяйстве.

В условиях перехода к рыночной экономике в России во второй половине 80-х годов, отказа от планового хозяйства и от гарантий трудоустройства молодых специалистов, характер профориентационной работы с населением подвергся значительным изменениям. Прежняя школьная система профориентации, существование которой было построено на плановой подготовке кадров, целевых направлениях в учебные заведения, последующем гарантированном трудоустройстве и т.п., практически перестала существовать. Кабинеты профориентации, прежде обязательные для каждой школы закрылись из-за недостаточного финансирования. То есть, как пишет Н.Б. Трофимова, «с началом реформ старая система государственного планирования и гарантий в сфере трудоустройства рухнула, появился новый рынок труда, регулируемый спросом и предложением». 

Вместе с тем, роль профориентации, как помощи в эффективном выборе профессии на основе профессионального просвещения, консультации и коррекции профессиональных планов, значительно возросла.

Закон «О занятости населения», принятый в 1991 году во многом способствовал переводу профориентационной работы в ведение служб занятости. Министерство образования России перестало заниматься проблемами профориентации, а в Министерстве труда и «подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью», обозначалась как «дополнительная услуга»…

На первое место в деятельности служб занятости вышли такие проблемы как изучение рынка труда, профессиональная переориентация невостребованных специалистов, организация помощи безработным и т.д. Проблемами профориентации и переориентации  населения стали заниматься коммерческие структуры, оказывающие не всегда высококвалифицированную помощь населению.

С началом ХХI столетия исследователи в области профориентологии и психологии труда связывают новые надежды:  проведен целый ряд научных конференций по проблемам профориентации (в Москве, Санкт-Петербурге и др.), многие службы занятости поддерживают связь со школами, оказывая учителям методическую и консультационную помощь. Современная система профориентационной работы продолжает развиваться. Ее комплексно решают Центры занятости, Биржи труда, психологические консультационные службы, образовательные учреждения. 

- Курсовые работы на заказ

Исторические тенденции развития системы профориентационной работы
Поиск