|
Констатирующий и формирующий этапы исследования занимающихся в детско-юношеском центре «Китеж»На констатирующем этапе было необходимо определит уровень тревожности подростков, по рассмотренным методикам. Представим данные психологического обследования, проведённого с использованием методики Диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина. Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативней чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги". Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам РТ = Σ1 - Σ2+ 50, где Σ1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунк¬там шкалы 3, 4, 6,. 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Σ2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20). ЛТ = Σ1 - Σ2 + 35, где Σ1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Σ2- сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции в целях руководства и психокоррекционной деятельности. Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания № 1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходят 10-15 сек: Показатель РТ высчитывается по формуле: РТ = Σ1 - Σ2 +15, где Σ1- сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5; Σ2 - сумма по пунктам 1, 3, 4. Величина показателя меняется от 5 до 20. Количество обследованных - 18 человек. Таким образом, было проведено исследование среди подростков (40 учащихся). Полученные данные позволили сформулировать следующие выводы:
Дальнейший анализ предполагал сравнение групп подростков, обладающих различными уровнями мотивации достижения. Для контрольной группы построен профиль средних значений переменных в группах с высоким, средним и низким уровнями мотива достижений. Группа подростков с низким мотивом достижения отличается от других тем, что в ней выше мотив избегания, представители данной группы при выполнении задач чаще вынуждены подключать волевую регуляцию. Спортсменки с высоким уровнем мотивации достижения меньше, чем другие ориентируются на значимость результатов, они в большей степени оценивают свой потенциал. Есть в распределении значений переменных интересные факты, связанные с совпадением значений как в группе с высоким мотивом достижений, так и в группе с низким мотивом достижений. Например, и тем и другим свойственны высокая состязательная мотивация, низкая ориентация на смену деятельности. Среди экспериментальной группы подростков существует дифференциация между группами с низким, средним и высоким уровнями мотива достижений по показателям уровня притязаний. К таким показателям относятся познавательный мотив, мотив избегания, мотив самоуважения, оценка своего потенциала, ожидаемый уровень результата, закономерность результатов. Подростки с высоким уровнем мотива достижений обладают более высокими значениями мотива самоуважения, оценки своего потенциала, намеченным уровнем мобилизации усилий, ориентацией на значимость результатов. Подросток с низким уровнем мотива достижений обладают высоким значением мотива избегания неудач, низким мотивом самоуважения, недостаточной оценкой своего потенциала, низкой инициативностью. У подростков с четко определенным мотивом достижения или избегания неудач ярче выражены внутренний и познавательный мотивы, состязательный мотив. Рассмотрим среднестатистические личностные профили испытуемых учащихся обеих групп по опроснику Кеттелла. Так, например, на пике профиля находится показатель «L» (внутреннее спокойствие, доверчивость - напряжённость, подозрительность), выраженность которого позволяет отметить нам такие черты, как: подозрительность, подросток, имеющий собственное мнение, не поддающийся обману. Также на пике находится показатель «O» (уверенность в себе - тревожность), причём в обеих выборках испытуемых. Этот факт дополняет личностный «портрет» подростков обеих групп тем, что у них отмечается тревожность, иногда депрессивность, обеспокоенность (тенденция к аутопунитивности) и чувству вины. Также учащиеся обеих групп, можно сказать, убеждены в правильности того, чему их учили, и принимают всё как проверенное, несмотря на противоречия. У них отмечается склонность к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Они имеют тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их, придерживаются традиций («Q1» - консерватизм - радикализм). В выборке учащихся, имеющих первую группу психосоматического здоровья, отмечается небольшое повышение профиля по фактору «E» (степень доминантности), что, в принципе, говорит о самоутверждающейся, независимой (доминантный) личности. Психолого-профилактическими аспектами решения проблемы школьной тревожности предусматривается:
Воспитательные и учебно-информационные аспекты проблемы школьной тревожности связаны с решением следующих задач:
Таким образом, мы представили в целом личностный «портрет» учащихся обеих групп по всем методам, используемым в исследовании. Начиная с сентября с 20 подростков составили экспериментальную группу (оставшиеся 20 составили контрольную группу, они участвовали в общественной жизни школе и не посещали занятия в детско-юношеском Центре), с ними была начата реализации программы патриотического воспитания, которая включала. курс военной истории России: «Предмет военной истории. Краткая летопись военной истории. Русская армия и военное искусство в истории страны», «Великая Отечественная война, ее ход и последствия», «Локальные войны, межнациональные конфликты», «Организация вооруженных сил и военное строительство в период с 1945 по 2015 г. г.», «Российские ордена, наградные медали и коллективные боевые награды». Выезды и экскурсии к местам боевой славы. курс лекций по духовно-нравственному воспитанию «Духовная природа человека». «Духовность в природе человека». «Проблема добра и зла.» «Идеал.» «Самовоспитание.», «Совесть как всеобщий естественный закон.» «Нравственность и этика. Нравственность и человек», «Творчество как способ осмысления жизни.», «Музыка, живопись, литература, как искусство». «Массовая культура.» «Защита духовных и нравственных ценностей». «Культура в общественной системе». «Общество и культура.» Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров, музыкальных залов и консерватории. обще-оздоровительное направление Комплексы физических упражнений, направленные на развитие координации, выносливости, гибкости, силы и ловкости. Комплексы упражнений корригирующей направленности. Предупреждение плоскостопия. Общее закаливание организма. Занятия на природе. Гигиеническая гимнастика. прикладное физическое воспитание Раздел прикладной акробатики включает изучение основных восьми элементов: падение вперед, падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок вбок, кувырок назад через плечо, кувырок боком через бок «зашагивание» Соединение 8-и элементов в связках и комплексах. Изучение прикладной акробатики в трех уровнях положений тела:
Изучение основных бросков прикладного вида борьбы айкидо подножки, зацепы, подхваты, подбивы, подсечки, броски через бедро, спину, голову, болевые приемы и т.д. Прикладной вид плавания содержит курс обучения навыкам специального передвижения на воде и плавания в сложных условиях безопасность в водной среде; ( мышечные судороги, сильное течение и т.д.); помощь пострадавшему на воде (подплывание, поиск под водой, освобождение от захватов, буксировка, выход с пострадавшим из воды, оказание ПМП; специальное физическое воспитание
огневая подготовка
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций в процессе тренировочных занятий и распространяется на весь период обучения. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических занятий. Основным объемом теоретических знаний обучающиеся овладевают на учебно-тренировочном этапе. Знакомство детей с особенностями спортивного единоборства приводится непосредственно перед занятиями или в ходе разучивания каких-либо двигательных действий, обращается внимание на то, что данный прием лучше всех выполнял такой-то известный спортсмен. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов. Желательно, чтобы интервалы отдыха были активными. Для этого необходимо медленное, расслабленное и плавное выполнение различных связок и формальных комплексов. Развитие выносливости.
Развитие гибкости.
В основной части занятия такие упражнения следует выполнять несколькими сериями, чередуя их с работой основной направленности. Если же развитие гибкости является одной из основных задач тренировочного занятия, то целесообразно упражнения на растягивание сконцентрировать во второй половине основной части, выделив их самостоятельным блоком. Упражнения для развития ловкости:
Специальная физическая подготовка. Под специальной физической подготовкой понимается подбор и применение таких средств, методов и форм, которые в наилучшей степени обеспечивают решение задач как общих, так и специфических для соответствующих специальностей и профессий. Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств. Специальная силовая подготовка. Практическая работа по силовой подготовке бойцов состоит из двух частей:
Среди упражнений, развивающих силу мышц, можно выделить три основных вида:
Направленность упражнения на развитие той или иной силовой способности определяется компонентами нагрузки и зависит от:
К числу упражнений для развития специальной силы в ударных действиях относят удары руками и ногами в воздух, тренировку на мешках, лапах и макиварах с утяжелителями (манжетами, гантелями, накладками и т. д.) или в водной среде. Величина отягощения не должна нарушать структуры движений, а сами упражнения выполняются с максимальной быстротой до тех пор, пока не начнет нарушаться структура движений или заметно не упадет скорость их выполнения. Для развития взрывной силы можно использовать метание и толкание набивных мячей, ядер, гирь и камней из различных положений с максимальным ускорением в финальной части, упражнения с топором и молотками, рывки и толчки штанги, а также преодоление инерции собственного тела при ударах, защитах и при переходах от защит к ударам и наоборот. Общефизическая подготовка. Физическая подготовка является базой для достижения успехов в искусстве самообороны. Она характеризуется определенным уровнем развития основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости. Упражнения с собственным весом - отжимания в упоре лежа;
Прыжковые упражнения -подскоки на одной ноге;
Упражнения в метании и толкании снарядов( набивных мячей, ядер, тяжелых камней) -метание снарядов одной, двумя руками сбоку, от груди; Изометрические упражнения -«толкание стены» кулаками;
Упражнения со штангой, гирями, гантелями -жим, толчок и рывок двумя руками;
Развитие быстроты.
Ожидаемые результаты:
На нашем сайте можно заказать курсовую, дипломную, контрольную, семестровую, самостоятельную работу, проект, презентацию, вычисление заданий, расчёты, написать реферат, диссертацию, доклад, тесты (в том числе онлайн), ответы на вопросы, эссе, схемы, отчёт по практике, заполнить рабочую тетрадь, дневник, решение задач на заказ по педагогике на любую тему. |
|