Пятница, 19.04.2024, 02:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Методические рекомендации по организации музыкально-творческой деятельности во второй младшей группе (от трех до четырех лет)

Развитие детей возраста от трех до четырех лет позволяет проводить планомерную работу по формированию основ музыкальной культуры на занятиях и в процессе использования музыки в повседневной жизни, а также в хо­де культурно-досуговой деятельности.

Музыкальные занятия прово­дятся два раза в неделю. Занятия могут быть разных видов: типовые, тематические, доминантные, комплексные и интегрированные.

Музыкальному руководителю следует помнить: любое музыкальное занятие должно обучать и развивать ребенка, а главное - формировать его базовую культуру. Музыкальные занятия включают слушание, пе­ние, музыкально-ритмическую и игровую деятельность. Педагог дол­жен создать эстетически-развивающую среду, содействующую целена­правленному обучению, развитию и вызывающую у ребят интерес к тому, что они делают.

Любое музыкальное занятие будет успешным, если оно продумывается заранее музыкальным руководителем, а воспитатель знаком с ма­териалом, который будет даваться детям и отвечает требованиям про­граммы. Знания, умения и навыки, формирующиеся таким образом, содействуют развитию музыкальных способностей детей. Соблюдается последовательность в разучивании материала, обеспечивается взаимо­действие всех видов музыкальной деятельности. Используются разные методические приемы, выбор которых зависит от этапа разучивания музыкального произведения.

Слушание музыки

Следует исходить из того, что дети уже имеют некоторый навык в этом виде деятельности. Восприятие музыки становится более эмоцио­нальным и дифференцированным. Произведения, предлагаемые для слушания, по своей музыкальной характеристике должны быть ярко эмоциональными. Их лучше давать попарно: вначале с резко контраст­ным характером, затем - с менее ярко выраженным. Детей учат сравни­вать произведения, для чего целесообразно прослушивать их несколько раз; подсказывают соответствующие эпитеты для их характеристики. Первое прослушивание - это знакомство с произведением и его эстети­ческое восприятие в целом. Второе и третье прослушивания - это вос­приятие музыкального произведения с более подробным обсуждением характера и содержания, исполнение наиболее ярких фрагментов. На последующих занятиях дети, как правило, уже узнают произведение по вступлению, заключению и отдельным фрагментам.

С целью совершенствования умения вслушиваться в музыку педа­гогу следует больше внимания уделять выразительному, грамотному исполнению музыкального произведения. С самого начала следует приучать детей слушать музыку.

Музыкально-дидактические игры

В этой группе они более широко, чем ранее, используются с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Музыкаль­ный руководитель знакомит и разучивает игру, затем дети учат игру вместе с воспитателем. На последнем этапе дети уже могут играть са­мостоятельно, проявляя инициативу, а взрослый способствует тому, чтобы игра вошла в их повседневную жизнь.

Пение

Являясь яркой и образной формой музыкальной деятельности, пение способствует углублению представлений детей об окружающей действительности. Это наиболее доступный детям вид музыкальной деятельности, развивающий умение воспринимать музыку, а также музыкальные способности в целом. Ребенок этого возраста пытается петь естественным голосом, без напряжения, правильно передавать мелодию в диапазоне ми - си. Для того чтобы развить голос ребенка, приучить его петь чисто, правильно и согласованно с другими детьми, необходи­мо как можно больше петь с детьми, развивая у них любовь и интерес к пению (на занятиях, в быту, играх, на прогулках). До разучивания песни необходимо сформировать у ребенка целостное представление о ее ме­лодии. С этой целью сначала с детьми слушают песню, уточняют ее ха­рактер и содержание, а затем идет работа над чистотой интонации: зву­кообразованием, дыханием, дикцией. Вокальные навыки формируются в процессе работы над распевами. Сначала поются упражнения, попевки. С целью достижения легкого и чистого звука пропевают слоги: га, ка, ку, го, гу, используют упражнения для правильного формирования гласных, например, звук «а» - кукла плачет «а» или укачай мишку «а-а-а-а-а»...; звук «о» - курочка зовет цыплят «ко, ко, ко».

Для того чтобы проявилась вокальная специфика песни и была ре­шена учебная задача, следует использовать комплекс методических приемов, которые дополняют друг друга: подчеркнуто четкое начало исполнения песни, соблюдение ритма пения, выделение трудных для произношения слов, интонационных оборотов; протягивание концов музыкальных фраз и т.д. В зависимости от поставленной задачи изме­няется характер пения. В процессе обучения важное значение имеют указания музыкального руководителя, предшествующие показу. Указа­ния могут быть образные (обращены к детскому мышлению, эмоциям) и прямые (направлены на понимание детьми требований педагога).

Для чистого звучания песни необходимо соблюдать певческую ус­тановку, то есть правильную позу ребенка во время пения: дети сидят прямо и глубоко на стуле, прислонившись к спинке; не наклоняя кор­пус и голову вперед. Разучивание песни осуществляется, когда дети сидят на стуле. Стоя поют те песни, которые знакомы. Для того чтобы развивать детский голос, репертуар должен отвечать следующим тре­бованиям: ясность ладового строения мелодии; доступность текста для пения и мелодии голосовым возможностям детей. При этом не надо торопиться с расширением диапазона песенного репертуара.

В целях развития песенного исполнительства детям предлагают творческие задания, дидактические игры типа «Позови кошечку», «Ку­рочка и цыплятки», «Покачай и убаюкай куколку» и др.

Музыкально-ритмические движения

Занятия музыкально-ритмическими движениями направлены на развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку, и прежде всего чувства ритма. Ребенок этого возраста уже спо­собен обращать внимание на качество движения - главным образом при ходьбе, беге; на согласованность движений рук и ног при ходьбе.

Во время разучивания музыкально-ритмических движений с уче­том возрастных особенностей детей музыкальный руководитель ис­пользует различные методические приемы: выразительное исполне­ние музыки, наглядный показ отдельных танцевальных движений, объяснения того, как следует выполнять ритмическое упражнение; по­каз движений детьми или воспитателем. К концу года дети уже слы­шат трехчастную музыку, громко и тихо звучащую; эмоционально реа­гируют на разнохарактерную музыку (веселую, грустную).

В целях эффективного развития музыкально-ритмических движе­ний педагогу целесообразно придерживаться следующих методичес­ких рекомендаций. Обучение движениям должно начинаться с вос­приятия музыки к игре (танцу, пляске), чтобы сформировать общее представление о ней. Разучивание игр и плясок начинается с показа, и, только увидев, что дети хорошо двигаются под музыку, педагог может ограничиваться указаниями по ходу исполнения танца, пляски или иг­ры. При этом следует добиваться не просто правильного и выразитель­ного выполнения движения. Для этого педагог использует образные сравнения (идем как солдаты, прыгаем как зайчики, летаем как птич­ки), помогающие детям передавать характер движения.

В процессе разучивания музыкально-ритмических движений в этом возрасте следует использовать следующие методические приемы: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, ху­дожественное слово, показ.

На занятиях и во время праздничных мероприятий не следует ис­пользовать аудиозаписи. Детям нужно танцевать под «живую» музы­ку, чтобы испытывать удовольствие от исполняемой пляски.

Игра на детских музыкальных инструментах

Продолжается закрепление знаний детей о музыкальных игрушках и детских инструментах: металлофоне и барабане. Малыши уже могут различать звуки по высоте в пределах октавы («до» первой октавы - «до» второй октавы), реагировать на тихое и громкое звучание, разли­чать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных ин­струментов (бубен и погремушка).

Знакомство с инструментом нужно проводить таким образом, что­бы у детей возник интерес к нему. Поэтому вначале целесообразно провести беседу, но построить ее так, чтобы музыкальный инструмент, с которым знакомят детей, был преподнесен в привлекательной фор­ме. Так, знакомя детей с металлофоном, следует показать им пластин­ки, молоточек; сыграть веселую плясовую мелодию, знакомую песен­ку, предложить малышам попробовать самостоятельно извлечь звуки. В ходе обучения игре на музыкальных инструментах большое значе­ние имеет развитие чувства ритма и музыкального слуха. С этой целью проводятся музыкальные дидактические игры.

Когда программные задачи решены в полном объеме, то музы­кальная активность детей проявится в следующем: они заинтересован­но слушают музыку и эмоционально реагируют на нее, узнают знако­мые песни, стремятся чисто интонировать мелодию, умеют передавать элементарную ритмичность в основных, образных и танце­вальных движениях; подыгрывать на ударных инструментах ритм зна­комых музыкальных произведений.

- Вам будет интересно:

- Виды музыкальной деятельности
- Ребенок дошкольного возраста как субъект детской музыкальной деятельности
- Технологии и принципы организации музыкально-творческой деятельности дошкольников

Методические рекомендации по организации музыкально-творческой деятельности во второй младшей группе
Поиск