Четверг, 02.05.2024, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Виды музыкальной деятельности

Деятельность - это активный процесс овладения обществен­ным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жиз­ни человек осваивает различные виды деятельности, в результа­те которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью кото­рых осуществляется музыкальное и общее развитие. Виды музыкальной деятельности дошкольников реализуются на занятиях, в по­вседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процес­се досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту). Осмысление эмоциональ­но-образного содержания музыки углубляет, дифференцирует ее восприятие, воздействует на последующую исполнительскую или творческую деятельность детей, протекающую как во внутрен­нем плане, так и сопровождающуюся внешними действиями.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, твор­чество, музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Ис­полнительство и творчество осуществляются в пении, музыкаль­но-ритмических движениях и игре на музыкальных инструмен­тах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструмен­тах и т. д., а также специальные знания о способах исполнитель­ства.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенно­сти, предполагает овладение детьми теми способами деятельно­сти, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Кроме того, каждый вид деятельности служит средством раз­вития какой-либо музыкальной способности. С помощью вос­приятия музыки, различения эмоциональной окраски формиру­ется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слухо­вые представления) развивается с помощью тех видов деятель­ности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инстру­ментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспро­изведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

Все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятель­ности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному развитию детей.

Осмысленность музыкального восприятия проявляется в умении прослеживать смену музыкальных интонаций (настроений, образов) и улавливать их соотнесенность, соподчиненность.

Перечислим основные элементы музыкально-эстетического сознания.

1. Потребность в музыке. Потребность (надобность, требующая удов­летворения) как стимулятор активности человека необходима в любой деятельности для самореализации и самоутверждения. Она является отправной точкой формирования и развития эстетического отношения ребенка к музыке.

2. Эстетическое переживание. Душевное состояние, вызванное ка­кими-либо сильными ощущениями, впечатлениями и выступающее для человека как событие собственной жизни. При слушании музыки у ребенка возникают положительные или отрицательные эмоции оп­ределенной силы, отражающие его психическое состояние.

3. Эстетическая оценка. Художественная форма отражения, пред­назначенная для определения ценностных свойств вещей и явлений, их полезности, красоты с точки зрения искусства. В данном случае - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, пережива­ниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения.

4. Музыкальность - это комплекс способностей, содействующих ус­пешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступ­ных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности ребенка. Главный признак музыкальности - способ­ность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать.

Особое значение имеют различение высоты, тембра, силы и дли­тельности звуков, то есть тех музыкальных сенсорных способностей дошкольников, на основе которых формируются более сложные навы­ки. Ладовое и ритмическое чувство у детей в силу возрастных психи­ческих особенностей проявляется не в равной степени. Их эмоцио­нальный отклик на ладовую окраску музыки длительное время имеет лишь общий характер. Позднее проявляется умение различать мажор и минор. Слуховые представления высоты особенно успешно форми­руются, если упражнять детей в условиях ладовой настройки.

Основные музыкальные способности:

- способность переживать, различать, представлять и воспроиз­водить ладовые соотношения (ладовысотный слух);

- способность переживать, различать, представлять и воспроиз­водить музыкальный ритм (чувство ритма), позволяющая воспри­нимать музыку наиболее полно, разносторонне, исполнять ее точ­но, непринужденно и эмоционально.

Для осуществления музыкальной деятельности - слушания, ис­полнения и творчества - ребенок должен обладать следующими спо­собностями:

- способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его разви­тии) и дифференцированного (различие средств музыкальной выразительности);

- исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений при игре на детских инструментах);

- способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцеваль­ных импровизациях.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важ­на координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой ин­тонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.

Основная цель - научить ребенка выразительному, искреннему ис­полнению понятных ему несложных песен.

Обучая детей пению, педагог должен придерживаться следующих требований:

- следует воздерживать детей от громкого пения, криков в повседневной жизни;

- необходимо обращать внимание на диапазон (нельзя исполнять трудные песни);

- дети не должны петь на улице при температуре -18 °С и влажности 40-60 %;

- дети могут исполнять не более 3-5 песен;

- тематика песен должна быть понятна детям, соответствовать вокальным возможностям; мелодия должна быть простой, яркой;

- песни должны быть высокохудожественными и отвечать дидак­тическим принципам.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется в музицировании, включающем в себя пение, ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

- Вам будет интересно:

- Технологии и принципы организации музыкально-творческой деятельности дошкольников
- Методические рекомендации по организации музыкально-творческой деятельности во второй младшей группе (от трех до четырех лет)
- Диагностика музыкальных творческих способностей детей

Виды музыкальной деятельности
Поиск