Вторник, 19.03.2024, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Опыт по стимулированию музыкально-творческой деятельности дошкольников

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главное - это совместное творчество с детьми. Детское музыкальное творчество - это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать.

Основной идеей опыта является стимулирование творческой деятельности детей дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам музыкально-творческой деятельности. Для достижения этого определены следующие задачи:

- развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально - ритмические движения, ритмопластика, дирижирование, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах;

- создать предпосылки к формированию творческого мышления.

В своей работе я придаю большое значение песенной импровизации. Умение творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, развивать умение чисто интонировать свои импровизации и критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждает дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству. Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если песенная импровизация действительно примитивна и неинтересна, стремлюсь заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех.

Работа над танцевальным творчеством начинается с простых импровизаций, различных переплясов. Затем дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Важно обращать внимание на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно детей подготавливать к развернутой композиции. Дошкольникам очень нравится, что они сами могут сочинить движения, пляски, проявляют все большую и большую активность. Прослушав музыку того или иного жанра, дети с удовольствием сочиняют польку или вальс.

Преобладающий вид деятельности - музыкально-игровое творчество. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Инсценировка песен связана с их содержанием. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов.

В сюжетно-ролевой игре дошкольники выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий («ищем таланты», «концерт»), распределяют роли и сюжет получает свое развитие.

Речевые игры - наиболее доступное и первейшее средство предпосылок к умению импровизировать. Самая первая импровизация - это словесная фантазийная игра, которая выражается в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели. Затем дети образовывают различные комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки. Очень увлекательное занятие для детей - «танцевать» стихи. Одни дети импровизированно танцуют, другие сопровождают их танец импровизацией на музыкальных инструментах.

Игры с именами дают возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется всеми. Дети любят играть в такие игры, часто придумывают их сами.

Инструментальное творчество проявляется как правило в сиюминутном творчестве. Условие, обеспечивающее успешное инструментальное творчество - владение навыками игры на инструментах. Для решения этой задачи использую метод элементарного музицирования.

В работе с детьми использую словесный и наглядный методы. Чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, тщательно продумываю и подбираю наглядный и практический материал.

Готовясь к занятиям, отбираю приемы, с помощью которых предлагаю решать поставленные задачи. Однако применяю их очень гибко. По ходу занятия слежу за деятельностью детей, оцениваю их реакцию, степень заинтересованности. Если применение приема не достигает цели, вовремя заменяю его другим.

В своей работе столкнулась с некоторыми трудностями. Одна из них тесно связана с формированием навыка чистого интонирования, необходимого для песенных импровизаций. Дети часто не владеют своим голосом из-за отсутствия вокально-слуховой координации или из-за отсутствия у ребенка музыкального слуха. Таких детей привлекаю к участию в танцевальной, инструментальной импровизациях. В результате ребенок, не имеющий певческих данных, с большим интересом сочиняет элементы танца, увлеченно играет на нетрадиционных шумовых инструментах, придумывая свой ритмический рисунок.

Вторая трудность состояла в том, что в группы дошкольного возраста, в которых я работаю, были переведены из других групп новые дети. Проверка уровня знаний этих детей показала, что они не умеют сочинять простейшие мелодии песен, придумывать движения танца.

Пришлось много работать, чтобы добиться положительных результатов. Для улучшения показателей музыкального развития проводила индивидуальную работу с детьми, в результате которой дети стали проявлять интерес к сочинительству.

Дети стали намного активнее, легко работают по схемам, фантазируют, прекрасно поют, сочиняют мелодии на заданный текст, элементы танца, что заметно изменились взаимоотношения детей. Мои наблюдения показали, что дошкольники стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал. Непременным условием для успешного обучения и воспитания является музыкальная предметно-развивающая среда. Музыкальный зал оборудован современными техническими средствами, музыкальными инструментами, атрибутами; в каждой группе есть магнитофон, шумовые инструменты. Все это дает возможность для творческих проявлений дошкольников.

Родители и педагоги одобрили мой опыт работы с детьми. Воспитатели используют речевые игры, игры с именами, озвучивание стихотворений на занятиях по развитию речи, педагоги дополнительного образования применяют творческие задания, песенки-игры включают в физкультурные пятиминутки на занятиях.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы.

1. Дети научились самостоятельно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять их в ритме польки, марша.

2. Дети проявляют творчество в выразительном исполнении песен различной тематики и характера, импровизируют в соответствующих ситуациях повседневной жизни.

3. У ребят появилось желание самостоятельно придумывать игры и проводить их со сверстниками и малышами.

4. Дети творчески передают действия персонажей в сюжетных играх, образных упражнениях и этюдах.

5. У детей появился интерес к самостоятельному придумыванию импровизированных переплясов.

6. Дошкольники с удовольствием импровизируют песни, передавая в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки.

7. Дети на основе знакомых движений придумывают элементы танца на предложенную музыку.

8. С большим интересом дети импровизируют на различных детских музыкальных инструментах мелодии различного характера.

9.  С удовольствием выполняют творческие задания.

10. Самостоятельно сочиняют мелодии на металлофоне (песню дождя, стук дятла).

11. С помощью родителей изготавливают дома нетрадиционные шумовые инструменты, импровизируют на них.

При внедрении авторской технологии в практику работы необходимо было определить, происходит ли положительная динамика в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников, насколько успешно реализуется идея природной музыкальности и создание предпосылок к формированию творческого музыкального мышления детей.

Для этого были выбраны следующие показатели:

- передает различные интонации музыкально-игровых образов песенными импровизациями;

- передает характерные особенности музыкально-игровых образов танцевальными импровизациями;

- передает особенности музыкально-игровых образов инструментальными импровизациями;

- передает особенности музыкально-игровых образов синтетическими композициями-импровизациями.

Сравнительные результаты  констатирующего и итогового срезов  показали, что на 20% уменьшилось количество дошкольников, которые не проявляли творческих способностей в начале учебного года.

Увеличилось количество детей, выполняющих творческие задания с помощью взрослого на 10 %, самостоятельно - на 10 %.

Значительно уменьшилось количество дошкольников (20%), которые с трудом могли передавать различные интонации музыкально-игровых образов песенными импровизациями.

На 20% увеличилось количество детей, способных передавать с помощью взрослого и самостоятельно характерные особенности музыкально-игровых образов танцевальных импровизаций.

10% дошкольников научились достаточно успешно передавать особенности музыкально-игровых образов инструментальными импровизациями.

Работу по стимулированию музыкально-творческой деятельности считаю успешной, потому что дети на занятиях получали ощущение радости и с нетерпением ждали новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня - это не только правильность выполненных заданий, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу - сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.

- Вам будет интересно:

- Ребенок дошкольного возраста как субъект детской музыкальной деятельности
- Технологии и принципы организации музыкально-творческой деятельности дошкольников
- Методические рекомендации по организации музыкально-творческой деятельности во второй младшей группе (от трех до четырех лет)

Опыт по стимулированию музыкально-творческой деятельности дошкольников
Поиск