Пятница, 25.05.2018, 23:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Особенности эмоционально-волевой сферы подростков

В современном российском обществе все отчетливее наблюдается деструктивное поведение в молодежной среде, остро ощущается потребность в выявлении и учете влияния на растущих людей мощного информационного потока, включая неконтролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернета, сферы досуга. Эта тенденция находит выражение в усилении внешнего контроля досугового поведения молодежи, что не приводит к желаемым результатам. Наряду с задачей определения характера и особенностей воздействия социально-культурной среды и системы воспитательных воздействий на процессы личностного развития сегодня встает задача выявления условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире, выработки личностью устойчивых механизмов эмоционально-волевой саморегуляции. В этой связи актуальным является научно-педагогическое исследование, с одной стороны, возможностей усиления эмоционально-волевой стабильности молодых людей, а с другой восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества.

Современная педагогика все больше внимания обращает на волевой компонент личностного развития, который во многих случаях выступает в качестве основного условия в целенаправленном выборе личностью развивающих форм досуга, в отказе от деструктивных стратегий досугового поведения, в реальном воплощении в социально-культурной деятельности нравственных императивов, гуманистических ценностей и идеалов. Именно с этим обстоятельством мы связываем необходимость научного анализа особенностей волевой саморегуляции личности в условиях развивающей социально-культурной деятельности.

Одним из наиболее ярких проявлений такой деятельности можно назвать психолого-педагогическую работу детско-юношеских центров, обеспечивающих условия для продуктивного досугового общения молодежи, творческой самореализации участников, формирования их личностных качеств.

Эмоционально-волевая сфера - комплексная психолого-педагогическая характеристика личностного развития, в которой взаимосвязано представлены волевые состояния и волевые качества, способствующие осуществлению личностью волевых действий в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности.

Возрастные особенности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости личности обусловливаются противоречиями в интеллектуальном, эмоциональном и волевом развитии, кризисным характером подросткового периода (усиление доминанты дальних целей; становление исполнительского звена волевой регуляции; усиление внутренних способов эмоционально-волевой регуляции; установление сущностной связи эмоционально-волевой сферы личности с нравственным сознанием и т.д.).

Процесс формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в социально-культурной сфере детско-юношеских центров определяют следующие социально-культурные условия: организованная социально-культурная деятельность творческого коллектива, охватывающая широкую сферу реализации досуговой активности личности (культурно-воспитательная деятельность и дополнительное образование в школе); досуговое общение в процессе творческой деятельности, способствующее оптимизации социально-психологического микроклимата в самодеятельном коллективе; процесс целенаправленного развития индивидуально-личностной сферы участников творческого коллектива (педагогическая поддержка саморазвития и самовоспитания участников, формирования их волевых качеств); кадровое и организационно-педагогическое обеспечение социально-культурной деятельности (уровень профессионального мастерства и квалификация педагогов, тренеров и др., наличие необходимых материальных ресурсов, помещений для репетиций и концертных выступлений и др.).

В экспериментальном исследовании по психолого-педагогической диагностики подростков приняли воспитанники МАОУ ДОД ДЮЦ «Китеж» секции «Военно-прикладной рукопашный бой». Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе в сентябре 2014 года были проведено исследование подростков, которые обрались впервые в детско-юношеский центр и подростков, второго года обучения.

На втором этапе с 20 воспитанниками Центра, которые составили экспериментальную группу (с сентября по декабрь), с воспитанниками проводилась учебно-воспитательная работа детско-юношеского Центра «Китеж».

На заключительном третьем исследовательском этапе была проведена повторная диагностика исследования уровня эмоционально-волевой сферы. В исследовании приняли участие 40 подростков (20 человек контрольной группы, подростки первого года обучения и 20 подростков второго года обучения). База эксперимента - МАОУ ДОД ДЮЦ «Китеж». Рассмотрим более подробно исследовательскую базу детско-юношеского Центра.

Полученные в ходе исследования экспериментальные данные и выявленные на их основе закономерности позволили сформулировать ряд выводов. Тревожность может быть определена как эмоциональное состояние или реакция человека на фрустрирующие ситуации, которые личность воспринимает как угрожающие ее престижу, самооценке. Ситуативная тревожность характеризуется различной интенсивностью, наличием неприятных осознаваемых переживаний изменчивостью во времени. Выделены характеристики личностей с разным уровнем тревожности, которые подтверждают различие в структуре личности с высоким и оптимальным уровнем тревожности ввиду повышенной рефлексивности, низкой мотивации, с низкими возможностями саморегуляции.

Разработанная на основе выделенных показателей тревожности диагностическая программа позволяет исследовать личностные особенности, обусловливающие ситуативную тревожность.

Выявлена статистически значимая и достоверная взаимосвязь между уровнем тревожности и эмоциональной неустойчивостью, внутренним конфликтом, уровнем самоактуализационных составляющих. Высокий уровень тревожности характеризует уровень неустойчивости нервно-психического состояния личности. Сопоставительный анализ результатов исследования показал, что педагогическая работа в Центре является эффективными в коррекции эмоционально-волевой сферы личности подростка. В результате снижения тревожности до оптимального уровня в организации личности возникают такие психологические новообразования как эмоциональная стабильность, внутренняя уравновешенность, позитивное самоотношение, что находит отражение в интегральной характеристике самоактуализации.

Выявление личностных особенностей, предопределяющих склонность человека к тревожности, позволяет определить «группу риска» для проведения своевременной психолого-педагогической работы по специально разработанным программам, в основу которых положено патриотическо-спортивное воспитание.

На нашем сайте можно заказать курсовую, дипломную, контрольную, семестровую, самостоятельную работу, проект, презентацию, вычисление заданий, расчёты, написать реферат, диссертацию, доклад, тесты (в том числе онлайн), ответы на вопросы, эссе, схемы, отчёт по практике, заполнить рабочую тетрадь, дневник, решение задач на заказ на любую тему.

- Статьи, информация, новости

Особенности эмоционально-волевой сферы подростков
Поиск

Яндекс.Метрика