Пятница, 26.04.2024, 00:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Правовое регулирование благотворительности в зарубежных странах (развитие законодательства)

По законодательству практически всех стран благотворительные организации могут быть созданы только в форме некоммерческих организаций, т.е. организаций, не имеющих своей основной целью извлечение прибыли, не распределяющих полученные средства между участниками организации. Понятие «благотворительная организация» также трактуется единообразно - это негосударственная некоммерческая организация, осуществляющая благотворительную деятельность, т.е. деятельность, осуществляемую бескорыстно и направленную на достижение социально значимых целей.

Законодательство некоторых стран вообще не требует регистрации благотворительных организаций. Например, Гражданский кодекс Швейцарии устанавливает, что «те ассоциации и фонды, которые под­падают под действие публичного права, общества, которые не имеют производственной цели, а также религиозные и семейные фонды освобождаются от обязанности прохождения регистрации. Ассоциации, которые имеют политическую, религиозную, артистическую, благотворительную, социальную или любую другую, чем производственную цель, приобретают статус юридического лица, как только они укажут в своем уставе намерение существовать как юридическое лицо». Тем не менее, обязанность регистрироваться возникает, если благотворительная организация осуществляет какой-либо коммерческий проект.

В большинстве стран благотворительные организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, доходы от которой могут направляться только на благотворительные цели, однако при этом на них накладываются определенные ограничения. Так, в Англии и Уэльсе благотворительная организация может участвовать в торго­вой или предпринимательской деятельности только через специально созданную дочернюю компанию.

 Благотворительная деятельность традиционно связана с правом на получение налоговых льгот, предназначенных как для упрощения деятельности благотворительных организаций, так и для стимулирования доноров. При этом в законодательстве США, например, предусмотрено право выбора некоммерческой организации либо обратиться с заявлением о предоставлении налоговых льгот, либо не делать этого и тем самым избавить себя от проверок налоговых органов. Такое право выбора рассматривается как средство избежать давления со стороны государства на «непопулярные» общественные организации.

Налоговые льготы, как правило, подразумевают освобождение благотворительных организаций от налогов на доходы и налога на добавленную стоимость. Иногда в этот перечень включается также налог на имущество организации. Другой вид льгот - предоставление налоговых вычетов лицам, сделавшим благотворительные пожертвования.

В некоторых странах налогообложению не подлежат доходы, полученные некоммерческими организациями от инвестирования имущества, причем инвестировать имущество некоммерческая организация может как самостоятельно, так и через эндаумент-фонды.

В качестве альтернативы налоговым льготам может быть предусмотрена схема по возврату налогов.

В законодательстве некоторых стран вместо налоговых вычетов применяются налоговые кредиты. Различие между налоговым вычетом и налоговым кредитом имеет принципиальное значение в налоговой системе с прогрессивной шкалой ставок налога. Налоговый кредит снижает сумму налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, в то время как налоговый вычет уменьшает сумму дохода, облагаемого налогом (налогооблагаемого дохода). Там, где применяются прогрессивные ставки налога, налоговые вычеты более выгодны для налогоплательщиков с высоким уровнем дохода, которые платят подоходный налог по более высокой ставке. Налоговые кредиты предоставляют каждому налогоплательщику одинаковые льготы за одинаковые суммы пожертвований, поэтому с точки зрения налоговой политики эта льгота является более справедливой. Однако в большинстве стран, где налоговые системы используют прогрессивную ставку налога, предпочтение все же отдается налоговым вычетам, а не налоговым кредитам. По данным Международного центра некоммерческого права, статистические данные свидетельствуют о том, что физические лица с более низким доходом обычно делают пожертвования гражданским организациям, не придавая особого значения тому, какие налоговые льготы они могут при этом получить. С другой стороны, считается, что налогоплательщики с высоким уровнем дохода очень чувствительны к налоговым ставкам, поэтому система налоговых вычетов, в отличие от системы налоговых кредитов, привлекает и стимулирует богатых доноров (благотворителей) делать больше пожертвований, а также делать крупные пожертвования.

Законодательство США содержит подробную регламентацию «сделок с излишней выгодой» (российский аналог - «сделки с заинтересованностью»). Так, любое должностное лицо благотворительной организации, член органа правления, донор не вправе заключать с этой организацией сделки по продаже, мене или аренде, предоставлению денежного займа, извлечению выгоды таким лицом из дохода или активов благотворительной организации. В качестве санкции за нарушение этих норм применяется увеличение ставки соответствующего налога в два раза. Запрещается заключение соглашения о совершении каких-либо платежей или передаче имущества государственному должностному лицу. Сделки «с излишней выгодой» включают также выплату чрезмерно высоких зарплат работникам благотворительных организаций.

 Заслуживает внимания развитая в США практика принятия благотворительными организациями так называемых актов добровольного саморегулирования, содержащих более высокие стандарты управления и деятельности по сравнению с законодательными нормами. Так, Ассоциацией некоммерческих организаций штата Мэриленд принят модельный кодекс этического поведения, который называется «Стандарты профессионального совершенства: Кодекс этики и отчетности для некоммерческого сектора». Кодекс включает рекомендации общего характера («Восемь руководящих принципов»), а также практические рекомендации («Пятьдесят пять стандартов»). Один из таких стандартов касается заявлений о конфликте интересов: «Некоммерческие организации должны давать членам правления, персоналу и волонтерам форму заявления о конфликте интересов, которое суммирует основные пункты положения о конфликте интересов организации. Заявление о конфликте интересов должно предоставлять члену правления, работнику или волонтеру возможность сообщать о любом известном ему случае финансовой заинтересованности, которую имеет физическое лицо или член его семьи в любом коммерческом предприятии, связанном с организацией. Форма заявления должна даваться члену правления, персоналу и волонтерам, и подписываться ими, как во время вхождения в организацию, так и по истечении по крайне мере года после этого». Несмотря на то, что подобные нормы отсутствуют в законодательных актах, члены Ассоциации некоммерческих организаций штата Мэриленд обязаны соответствовать указанным нормам. Другие примеры актов добровольного регулирования - «Принципы и практика профессионального совершенства некоммерческих организаций Совета Штата Миннесота по некоммерческим организациям»; Стандарты частных добровольных организаций.

Законами некоторых стран предусмотрены особенности ликвидации благотворительных организаций. Так, в соответствии с японским Законом о развитии некоммерческой деятельности, устав благотворительной организации должен предусматривать основания для ее роспуска. Любое оставшееся после ликвидации имущество должно передаваться другой благотворительной организации, определенной в уставе. Если в уставе нет такого положения, ликвидатор может по согласованию с соответствующим государственным органом, осуществляющим надзор за этой организацией, передать это имущество другой благотворительной организации или национальному правительству.

- Вам это пригодится:

- Суть благотворительности - современные виды, функции и категории

- История благотворительности в США

- Благотворительность в Европе

Правовое регулирование благотворительности в зарубежных странах (развитие законодательства)
Поиск