Среда, 24.04.2024, 15:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Зарубежные и российские концепции психологии одаренности

Интенсивное развитие исследований и практик выявления и обучения одаренных детей в нашей стране сделало это направление чрезвычайно популярным. Иногда кажется, что достаточно какое-либо исследование только обозначить как относящееся к одаренности, и оно приобретает особый теоретический и практический смысл, становится актуальным. При этом не имеет значения о каких детях - отстающих в учении или хорошо успевающих - идет речь. В соответствии с традиционным оптимизмом в "формировании нового человека" стали предлагаться решения о воспитании вундеркиндов, многочисленные дидактические советы и рекомендации о развитии одаренности всех детей. По существу методологические подходы уравнивания всех детей (теперь по одаренности) как бы переместились из области воспитания мировоззрения и личности в область развития одаренности. При этом теряется принципиальный смысл исследований и практики обучения и воспитания высоко одаренных, т.е. творческих детей.

Возникшая мода на разработку концепций и методов диагностики и воспитания одаренных естественно привела к стремлению родителей определять и воспитывать своего ребенка непременно как "вундеркинда", в создании специализированных учебных заведений по развитию и воспитанию таких детей. При этом не имеются в виду и не предполагаются будущие психологические (личностные) трудности такого ребенка, когда он достигнет юношеского (или более зрелого) возраста. Напротив, полагается, что именно на этом пути и при таких методах обеспечиваются не только раннее проявление, но и возможности последующей реализации (личностной и социальной) ребенка, названного вундеркиндом.

Обсуждая публикуемые статьи известных зарубежных ученых по проблемам одаренности, следует иметь в виду, что в нашей стране более половины текущего столетия (с 4 июля 1936 г.) все дети считались равными по своим возможностям (кроме явных патологий). Политическое решение о потенциальном равенстве в предпосылках развития детей, различающихся лишь в специальных способностях, определило на долгие годы методологические запреты во всех областях диагностики, в исследованиях генетических предпосылок одаренности, в разработке специальных исследовательских проблем высокой одаренности. Напомним, что советские психологи приняли это постановление как методологическую предпосылку и не только отказались от исследований в этой области, но и негативно оценили соответствующую систему зарубежных работ - исследования природы одаренности, разработки и использования диагностических методик, подготовки специальных программ и др. Видные советские психологи, комментируя указанное "Постановление", высмеивали всю систему зарубежных работ. Приведу отдельные высказывания того времени "Советская психология отказалась от лженаучной претензии "измерять" способности и таланты; основной задачей она ставит анализ качественных особенностей одаренных детей и взрослых и разработку способов наиболее успешного развития способностей..." "Понятие "одаренность" лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию..." "Центральная задача психологии одаренности вовсе не ранжирование людей по высоте их одаренности, а установление способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей". Мы привели эти положения для того, чтобы понять меру разработанности и спокойного делового анализа и представления проблем одаренности в современной зарубежной психологии.

Коллегией Госкомитета СССР по народному образованию принято Решение № 11/1 от 07.04.1989 г. "О первоочередных мерах по выявлению и воспитанию особо одаренных учащихся". В этом Постановлении записано: "Коллегия отмечает, что назрела необходимость разработки общегосударственной программы поиска и развития одаренных детей, нацеленной на воспитание творческой личности и обогащение интеллектуального потенциала страны". Там же была представлена концепция "Одаренные дети: природа, диагностика, развитие" и другие материалы об основных направлениях исследований и практической работе по выявлению и развитию одаренных детей. Так, в нашей стране была восстановлена система исследований одаренности. Скорее, это было только разрешение на исследования проблем одаренности. Начинался романтический этап создания многих концепций, разработки лучших теорий, традиционная критика зарубежных концепций одаренности, взаимная критика с целью обоснования "правильности" какой-либо единственной концепции.

- Вам может пригодиться:

- Общая одаренность и специальные творческие способности детей
- Социальные и психологические барьеры в развитии и реализации творческой одаренности

Зарубежные и российские концепции психологии одаренности
Поиск