Пятница, 19.04.2024, 19:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Социальные и психологические барьеры в развитии и реализации творческой одаренности

К сожалению, наличие таких барьеров - распространенный вариант торможения развития способного ребенка в массовой школе. Проявления - симптоматика - этого варианта развития весьма разнообразна. Главная её особенность состоит в том, что в своем поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии одаренный ребенок приближается к ребенку дезадаптированному. Одаренность принимает вид неуспешности, со­циальной запущенности, девиантности и т.п.

Прежде всего, закономерно возникает вопрос: чья это проблема - одаренность школьника? На практике мы в большинстве случаев начинаем работать с ситуацией, сложившейся вокруг ребенка, в тот момент, когда он уже стал общей проблемой - и своей собственной, и своей семьи, и школы. Но до того момента, когда все взаимодействие вокруг ребенка заплетется в тугой проблемный узел, могут быть дос­таточно четко дифференцированы две ситуации: одаренность как проблема самого ребенка и одаренность как проблема окружающих его взрослых.

Одаренность как проблема ребенка, естественно, является целост­ным состоянием его личности, так как проблема не может существо­вать локально в психическом мире человека, она неизбежно затраги­вает все аспекты его бытия. Но при этом проблема может преимущественно локализоваться в одной их следующих сфер: обучении, общении и поведении, внутриличностном состоянии. Когда проблемы одаренного ребенка локализуются преимущественно в сфере обучения, это может проявляться в низкой учебной мотивации, демонстративном или тревожном игнорировании различных заданий педагога, отсутствии простейших знаний по определенным предметам в сочетании с блестящими успехами по другим. Возможны даже ситуации выраженной школьной неуспешности по основным программным дисциплинам (напомним в данном контексте широко известный пример с Альбертом Эйнштейном).

Причины школьной неуспешности одаренных детей справедливо связываются с той устойчивой фрустрацией, которая формируется педагогической средой общеобразовательной школы на пути реализации их познавательных потребностей и возможностей. Действительно, массовая школа часто тормозит познавательное развитие и самого «обычного» ребенка, в случае же с ребенком очень способным, это «притормаживание», вступая в конфликт с потребностью школьника в саморазвитии, может приводить к серьезным разрушительным для ребенка последствиям. Но это не единственная возможная причина школьной неуспешности одаренного ребенка. Его обучение по обычной программе, не создающее ему интеллектуальных проблем, ситуаций преодоления материала и концентрации своих возможностей, может привести к тому, что в начальной школе у него не формируются определенные навыки организации учебной деятельности, не вырабатывается эффективный учебный стиль. В средней школе это может привести к проблемам с подготовкой домашних заданий, выполнением определенных сложных учебных действий. Такие дети, например, могут блестяще справляться с творческой, нестандартной работой, и терпеть фиаско при выполнении рутинных, трудоемких заданий.

Поведенческие социально-психологические проблемы одаренных детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное, агрессивное поведение. Протест ребенка против сложившейся практики отношения к нему сверстников и взрослых, неудовлетворенность отношениями, длительное подавление его важных потребностей - в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой школьник ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выражено асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерется.

В широкомасштабном исследовании Э. Ландау, проведенном на выборке 25 000 детей с признаками одаренности, были выделены четыре группы детей, четко различающихся по своему поведению:

1. Дети агрессивно непоседливые. Им все надо потрогать, во всем убедиться лично. Ответы их - провоцирующие и вызывающие по форме. Однако они хорошо приспосабливаются к ситуации, включая условия об­учения в школе и других учреждениях образования. У них довольно широкий круг общения, их любят и ценят за прямоту и инициативность сверстники.

2. Спокойные, «хорошо воспитанные» дети. Они всегда говорят и действуют правильно, в соответствии с требованиями и ожиданиями окружающих. Они любимцы учителей. Имеют друзей, которые думают так же, как они. Осторожны, для обретения уверенности ищут поддержку авторитетов. Опираются лишь на проверенные знания.

3. Безразличные к школе и другим людям дети. У них мало друзей. Еще меньше уверенности в себе. Требуются особые усилия, чтобы побудить их к работе, соответствующей их потенциалу и возможностям. Эта социально-психологическая реакция одаренного ребенка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьезных причин таких социально-психологических проявлений мы уже обозначили: это длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения школьника его важных психологических потребностей. С такой ситуацией подавления, разрушающей нормальные контакты ребенка с миром, ухудшающей его самочувствие, сталкиваются не только одаренные дети. Для них проблема усложняется тем, что их потребности, интересы часто нетривиальны, иногда объективно непонятны ок­ружающим. Часто требуется особая работа школьного психолога по разъяснению педагогам и родителям мотивационно - потребностных особенностей одаренных детей, организации условий для их общения со сверстниками.

4. Антагонистически, враждебно настроенные дети. Они борются и конфликтуют с учителями, родителями, сверстниками. У них практически нет друзей в силу их огромной доминантности и склонности к первенству. Не любят ходить в школу, со старшими и с учителями вступают в споры, поскольку уверены, что все знают лучше других. Их поведение нередко носит деструктивный характер.

У ребят, склонных к антагонизму и соответственно выбирающих стратегию конфронтации, нарастает риск подвергнуться обструкции не только со стороны других участников конфликта, но и со стороны родителей и педагогов, если последние сами не выступают в роли непосредственных действующих лиц. Нечувствительность к социальным воздействиям (успокаивающим, вразумляющим и т. п.) на стадии инцидента и постконфликтного взаимодействия ведет к иррадиации конфликта, ведь эти ребята действуют по принципу «все, кто не с нами, те против нас». Особенно опасными становятся обиды в отношении людей эмоционально близких, личностно значимых этим ребятам (родителей, любимых и уважаемых учителей). Это чревато уходом в себя, потерей эмоциональной опоры, общим снижением мотивации, неспособностью перенести свои негативные эмоциональные переживания на сферу творчества и другие социально-приемлемые виды деятельности. На этом фоне увеличивается риск обращения к токсическим и психоактивным веществам и препаратам, что позволяет этим ребятам сохранять в своих глазах иллюзию превосходства над другими.

Конфликты, участниками и инициаторами которых выступают одаренные школьники, чреваты для них не только разрывом значимых социальных связей, но и сопряжены с нарастанием депрессивных тенденций, не реализуемых и не сублимируемых в индивидуальной деятельности или творчестве. Широко известны исследования Е. М. Вроно, выявляющие склонность одаренных подростков к суицидальному поведению. Поэтому психологическое сопровождение этой группы школьников в качестве одной из своих задач должно иметь информирование других участников (педагогов, родителей) в отношении возможных рисков и повышения их ответственности за процесс и результат социального взаимодействия с ними. Повышение эмоциональной толерантности самих детей с признаками одаренности видится нам нецелесообразным, поскольку особый эмоциональный настрой является неотъемлемой частью феномена одаренности в целом.

Другая причина социально-психологических проблем - несформированность у школьника средств общения. Одаренные дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители. Отсутствие необходимых средств общения может быть также следствием ситуации обучения школьника с более старшими учениками.

Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одаренных детей. Изучение тревожности подростков показало, что высокой тревожностью обладают дети с нестандартным креативным мышлением. Особенно ярко проявляются межличностная и учебная тревожность. У некоторых детей это выражается в трудностях в общении со сверстниками и неуспешном школьном обучении. Одаренность - это слово не из детского сознания. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других. А по действующим в этом мире социально-психологическим закономерностям переживание этой отличности самим ребенком и его окружением может перерасти в отдельность, отчужденность и породить серьезные личностные конфликты.

- Вам может пригодиться:

- Эмоционально-личностные проблемы интеллектуально одаренных детей
- Система работы с одаренными и талантливыми детьми
- Проблемы обучения одаренных детей

Социальные и психологические барьеры в развитии и реализации творческой одаренности
Поиск