Пятница, 19.04.2024, 13:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Эмоционально-личностные проблемы интеллектуально одаренных детей

Педагоги и психологи-консультанты часто пытаются объяснить сложные эмоционально - личностные проблемы одаренных детей (такие, как склонность к депрессивным состояниям, неадекватным вспышкам агрессии и др.) именно их чрезмерной эмоциональной чувствительностью. Родители, пугаясь ярких эмоциональных реакций своих детей, стремясь оградить их от стрессов, просят, а чаще требуют от учителей особого, бережного обращения с ребенком. Вместе с тем наблюдаемые эмоциональные срывы могут иметь совершенно разную этиологию. Причина отмеченных негативных явлений зачастую кроется в неблагоприятном психологическом климате, сложившемся в классе, в грубых ошибках учителей и родителей и т. п. К числу таких ошибок относятся: неадекватные воздействия на самооценку (разжигание самолюбия, постоянное побуждение к соревнованию и др.), попытки оградить одаренного ребенка от нормального общения со сверстниками и т. п. Поэтому профилактическую и психокоррекционную работу следует проводить не только с детьми , но и со взрослыми. К характерным эмоционально-личностным проблемам одаренных детей можно отнести:

1) трудности в общении с окружающими. Многие из таких детей обладают недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков; нередко отличаются крайней нетерпимостью к чужим недостаткам, особенно к недостаточной интеллектуальности, образованности, эрудированности и т.п. Многочисленные конфликты со взрослыми и сверстниками, возникающие на этой почве, не способствуют дружбе, взаимопониманию. Причины отмеченных негативных явлений могут скрываться в различиях ценностных ориентациях одаренного ребенка и его партнеров по общению, в более высокой скорости протекания интеллектуальных процессов, характеризующих многих одаренных детей. Указание на промахи и ошибки, которые допускает такой ребенок в ходе общения, как правило, не дает желательного результата, поскольку далеко не все дети способны овладеть адекватными коммуникативными навыками самостоятельно. Поэтому необходимо больше внимания уделять специальному обучению одаренных детей навыкам общения.

2) специфические проблемы, порожденные диссинхронией психического развития;

3) негативное отношение к школе и учебе;

4) неуверенность в себе и даже чувство «гонимости».

К сожалению, ребенок, обладающий яркими способностями, может очень рано столкнуться с завистью и откровенной недоброжелательностью не только стороны одноклассников, но и взрослых. Характер взаимоотношений одаренного ребенка с окружающими его людьми существенно влияет на возникновение такого болезненного чувства как чувство «гонимости». Названное чувство также характерно для эмоционально - неустойчивых одаренных детей с пониженной самооценкой. Для профилактики такого явления необходимо работать со всем классом, а в некоторых случаях и с родителями одноклассников одаренного ребенка;

5) неумение довести начатое дело до конца;

6) критическое отношение к собственным достижениям и мучительное ощущение неудовлетворенности, порожденное перфекционизмом;

7) эмоциональная неустойчивость, подверженность резким колебаниям настроения, депрессии;

8) повышенную склонность к фантазированию;

9) увлеченность сложными и глобальными проблемами;

10) различные асоциальные формы поведения.

11) блокировку творческой активности, порожденную негативными эмоциональными переживаниями (феномен «страха перед творчеством») и др.

- Вам может пригодиться:

- Общая одаренность и специальные творческие способности детей
- Система работы с одаренными и талантливыми детьми
- Социальные и психологические барьеры в развитии и реализации творческой одаренности

Эмоционально-личностные проблемы интеллектуально одаренных детей
Поиск