Вторник, 23.04.2024, 13:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Анализ сбалансированности муниципального бюджета Кировского муниципального района

Важнейшим достижением в целях обеспечения стабильности, преемственности и предсказуемости бюджетной политики Кировского района  является переход на среднесрочное бюджетной планирование по принципу "скользящей трехлетки".

Разработка местных бюджетов с развернутым планированием бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период осуществляется с 2008 года. Исключением стал лишь "кризисный" 2009 год: бюджет на плановый период 2011 и 2012 годов был утвержден в виде основных параметров (доходы, расходы, дефицит бюджета).

Принятие бюджета на трехлетний период соответствует долгосрочным целям социально-экономического развития области, предоставляет возможность заключения долгосрочных контрактов, заблаговременной подготовки торгов.

Переход на трехлетнее бюджетное планирование обусловил также планирование межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу. Большая часть межбюджетных трансфертов распределена между муниципальными образованиями области на три года, что создает благоприятные условия для повышения качества финансового планирования органами местного самоуправления.

Бюджет Кировского муниципального района на 2011 год является бездефицитным. На 2012 и 2013 годы было запланировано превышение доходов областного бюджета над расходами на 250 миллионов рублей и 1 миллиард 200 миллионов рублей соответственно.

Динамика объема дефицита (профицита) бюджета Кировского муниципального района  и объема муниципального долга Ленинградской области с 2008 года приведена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика дефицита (профицита) бюджета Кировского муниципального района  и муниципального долга.

Год

Дефицит (-) / профицит (+)
областного бюджета, млн. рублей

Объем муниципального долга Кировского муниципального района  по состоянию на конец периода, млн. рублей

2008

- 1 462,4

6 404,0

2009

 - 629,3

6 229,7

2010

- 434,2

6 052,7

2011

0,0

5 416,5

2012

+ 250,0

4 751,6

2013

+ 1 200,0

3 472,6

В структуре муниципального долга Кировского муниципального района преобладает задолженность по привлеченным заемным средствам: средствам кредитных организаций (43,5 % в 2010 году) и средствам бюджетных кредитов (52,1 % в 2010 году). Структура муниципального долга Кировского муниципального района  приведены в таблице 2.

Таблица 2

 Структура муниципального долга  (2008 - 2013 годы)

Статьи государственного внутреннего долга

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Кредиты кредитных организаций, млн. рублей

3 613,1

2 681,5

2 631,7

3 211,6

4 279,3

3 091,8

Бюджетные кредиты, млн. рублей

7,8

2 521,4

3 153,5

1 845,0

243,1

176,6

Государственные гарантии, млн. рублей

2 783,1

1 026,8

267,5

359,9

229,2

204,2

Всего, млн. рублей

6 404,0

6 229,7

6 052,7

5 416,5

4 751,6

3 472,6

Расходы на муниципального  долга, млн. рублей

227,2

353,9

283,9

257,6

320,5

297,1

  Губернатором Ленинградской области в Бюджетном послании на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2011 - 2013 годы была поставлена задача снизить уровень государственного внутреннего долга за три года в 1,7 раза. Достижение постановленной задачи требует применения рестриктивных мер реализации долговой политики.

 Реализация жестких мер в отношении кредиторской задолженности позволила сдерживать ее объем на достаточно низком уровне. Ежегодно проводится инвентаризация кредиторской задолженности в разрезе бюджетных учреждений, анализ факторов ее возникновения, реализуются меры по реструктуризации и снижению уровня просроченной кредиторской задолженности. Проводится работа по анализу и принимаются меры по снижению кредиторской задолженности муниципалитетов. Динамика просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Кировского муниципального района за 2010 - 2012 годы представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика просроченной кредиторской задолженности
государственных учреждений Ленинградской области

 

 

 

 

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Просроченная кредиторская задолженность, тыс. рублей

4 123,7

138,0

0,0

 Существование кредиторской задолженности государственных учреждений отчасти объясняется высокими затратами на содержание имущества учреждений (прежде всего - недвижимого имущества), которые осуществляются вне зависимости от действительной потребности учреждений в данном имуществе.

  На обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Кировского муниципального района помимо уровня дефицита (профицита) бюджета, муниципального долга и кредиторской задолженности государственных учреждений существенное влияние оказывает объем выпадающих доходов бюджета Кировского муниципального района в результате предоставления налоговых льгот.

 Данные о выпадающих доходах бюджета Кировского муниципального района представлены в таблице 4.

Таблица 4

Выпадающие доходы областного бюджета
в результате предоставления налоговых льгот

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Объем выпадающих доходов бюджета Кировского муниципального района , тыс. рублей

918229,0

329976,0

343071,0

Доля выпадающих доходов в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета Кировского муниципального района , %

9,8

3,1

2,8

 В Ленинградской области ежегодно осуществляется оценка эффективности предоставления налоговых льгот. Порядок проведения указанной оценки установлен постановлением администрации области от 30 июня 2006 года N 420 "О вопросах оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот".

 Сохранению сбалансированности и устойчивости местных бюджетов способствует обеспечение преемственности принципов формирования межбюджетных отношений:

 - законодательное закрепление стабильных и предсказуемых финансовых взаимоотношений между областным и местными бюджетами;

- применение объективной формализованной и прозрачной системы выравнивания бюджетной обеспеченности;

- сбалансированное и взаимоувязанное разграничение расходных обязательств и доходов между уровнями бюджетной системы;

- обеспечение полноты учета расходных обязательств органов местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством, на основе применения нормативного метода планирования.

Совершенствование механизмов распределения межбюджетных трансфертов позволило увеличить бюджетную обеспеченность на одного жителя (таблица 5).

Таблица 5 

Динамика бюджетной обеспеченности на одного жителя (2008 - 2013 годы)

Бюджетная обеспеченность на одного
жителя

2008 г.

2009г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

До выравнивания бюджетной обеспеченности, рублей

4184,0

3987,0

4548,0

4756,4

4959,3

5316,3

После выравнивания бюджетной обеспеченности, рублей

5483,0

5382,0

6304,0

5953,1

6106,6

6403,6

     В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета  Кировского муниципального района необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:

- консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

- недопущение бюджетного дефицита, реализация мер, направленных на снижение муниципального долга;

- стабильность и предсказуемость налоговой политики;

- полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики;

- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;

 - принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;

- соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);

- систематический анализ и оценка рисков районного бюджета, реализация мероприятий, направленных на предотвращение и минимизацию рисков;

-   создание и поддержание финансовых резервов.

 Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов необходимо реализовать следующие основные меры:

 - формирование долгосрочной бюджетной стратегии Ленинградской области;

- использование для целей бюджетного планирования консервативного варианта прогноза социально-экономического развития;

- утверждение и использование методики формализованного прогнозирования доходов бюджета Кировского муниципального района от основных налогов и сборов, а также неналоговых доходов;

- оценка возможностей по увеличению условно утвержденных расходов районного бюджета;

-  поэтапное повышение объема резервного фонда Ленинградской области;

-  сохранение основных принципов методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

-  сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи бюджетам муниципальных образований, повышение концентрации межбюджетных трансфертов на приоритетных направлениях развития муниципалитетов;

- проведение анализа кредиторской задолженности и принятие оперативных мер по ликвидации (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности;

- установление среднесрочных (на срок до 3 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям государственной политики;

- разработка порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности исполнительных органов государственной власти за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;

- оптимизация числа и объемов налоговых льгот, регулярная оценка достижения целей и решения задач, в целях которых были предоставлены льготы;

 - совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения районного бюджета с установлением ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество и соблюдение показателей кассового плана;

Реализация предусмотренных программой мероприятий позволит:

- провести оптимизацию структуры и объема долга районного бюджета для оптимизации параметров, характеризующих долговую нагрузку, т.е. поддержание отношения муниципального долга к доходам районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений на уровне не более 50 % и отношения расходов на обслуживание долга к расходам бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - в пределах 1,5 %;

- реализовать комплекс мероприятий по сокращению объема муниципального долга Ленинградской области;

- сформировать и поддерживать объем резервного фонда Кировского муниципального района  на уровне 0,05 % от общего объема расходов бюджета;

- полностью избавиться от просроченной кредиторской задолженности бюджета;

- поддерживать объем выпадающих в результате предоставления налоговых льгот доходов на уровне, не превышающем 3,0 % общего объема доходов бюджета;

- повысить качество прогнозирования доходов бюджета (абсолютное отклонение фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана должно составлять не более 15 %);

- сократить долю субсидий бюджетам муниципальных образований в объеме межбюджетных трансфертов до 30 %;

- обеспечить строгое соблюдение своевременности исполнения долговых обязательств в целях поддержания репутации области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности.

- Вам это пригодится:

- Динамика доходов и расходов бюджета муниципального образования РФ

- Формирование доходов бюджетов субъектов РФ

- Этапы формирование доходов бюджета на стадии исполнения

Анализ сбалансированности муниципального бюджета Кировского муниципального района
Поиск