Вторник, 14.08.2018, 11:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Диагностика экологической воспитанности детей

Для решения вышеперечисленных задач по экологическому воспитанию мы используем педагогическую диагностику как на начальном этапе, так и в промежуточные периоды и при подведении итогов работы по определенному блоку.

Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, помогает решить целый ряд взаимосвязанных задач, а именно:

  • выявить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
  • выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;
  • понять, какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • увидеть, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманитарное, эстетическое, познавательное).

Для решения указанных задач используем разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент, дидактические игры.

Результаты изучения детей заносим в протоколы (приложения 1, 2).

Результаты протоколов анализируем

Для анализа и характера освоенных детьми знаний используем следующие показатели (критерии оценки):

  • Полнота (или объем знаний).
  • Глубина освоенных знаний.

Объем знаний - это количественный показатель освоения знаний. Он показывает степень полноты освоения программы.

Глубина освоения знаний - это качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень проникновения ребенка в сущность происходящих явлений природы, степень обобщенности представлений детей, а также степень системности освоенных знаний.

Критерии освоения познавательных умений (в баллах):

0 - узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.

1 - нарастание знаний о некоторых сторонах познаваемых объектов.

2 - нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.

3 - установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Появление обобщенности знаний.

4 - системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

По результатам диагностики знаний детей о природе, о развитии трудовой деятельности по уходу за живыми объектами воспитатель планирует организацию педагогического процесса, направленного на воспитание основ экологической культуры, осуществляет выбор методов и форм организации детей, их сочетание, учитывая психическое развитие дошкольников.

Приложение 1

Протокол обследования знаний детей о растениях
 

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата обследования ____________________________________________

Задания воспитателя (психолога)

Ответ ребенка

Особенности проявлений и действий ребенка

1

Беседа по карточкам с использованием комнатных растений:

  • как называется это растение (или найдите на подоконнике, группе герань, бальзамин);
  • что будет, если растение не поливать?
  • живое ли растение?
  • как догадался, что живое?
  • найдите картинку, где изображено растение зимой (летом)?
  • как догадался?
   

2

Воспитатель организует игру «Путаница» (разрезанные карточки с изображением частей растения)

  • сложи правильно, как бывает?

(перепутать расположение частей)

  • можно ли сложить так?
  • почему нельзя?
  • назови, что это?

(указать на ту или иную часть растения)

   

Приложение 2

Протокол диагностики трудовой деятельности по уходу за живыми объектами

Задание воспитателя

Оценка и действия детей

Оценка деятельности детей в ходе выполнения заданий

Степень самостоятельности

Качество
выполнения труд

Культура труда

В планировании

В выполнении трудового процесса

- обеспечить уход
за комнатными растениями
(уборка пыли,
поливка, рыхление);

- игра «Научи Незнайку»
(как правильно
поливать растение,
рыхлить почву, убирать
пыль с растений);

- убрать необходимое
для труда оборудование;

- рассказать о
последовательности
трудовых действий.

         

Ещё на тему:

- Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников"
- Определение ведущих функций, целей и принципов экологического воспитания дошкольников
- Методики экологического воспитания дошкольников

Диагностика экологической воспитанности детей
Поиск

Яндекс.Метрика