Пятница, 19.04.2024, 09:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Определение ведущих функций, целей и принципов экологического воспитания дошкольников

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природы - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Решение задач экологического обучения и воспитания возможно при наличии экологической компетентности педагогов. Повышение индивидуального уровня экологических знаний продолжается на протяжении всей трудовой деятельности педагога. Очень важно владеть информацией, знать индекс жизненной среды на проживаемой территории, осознавать причастность и личную ответственность за состояние экологической ситуации и судьбу всего живого. В этом заключается актуальность данного педсовета.

Чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание, необходимо повышать квалификацию педагогов в области эколого-оздоровительной работы с детьми в процессе:

- изучение программы развития,

- аналитическую деятельность,

- заседание педагогических советов,

- занятия воспитателей на курсах повышения квалификации,

- открытых просмотров, взаимопосещений, где повышается мастерство педагогов детского сада.

Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи экологического воспитания:

- Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

- Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

- Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

Система педагогического взаимодействия - это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

Экологическое воспитание представлено в программах: «Типовая», «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки», «Кроха» и др. В авторских программах: «Наш дом - природа» Н. Рыжова, «Юный эколог» С.Н. Николаева, «Тропинка в природу» В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова, «Паутинка», «Мы», «Азбука Природы», «Мы земляне».

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка.

Организованные формы обучения:

- экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.),

- занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),

- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

- наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

- целевые прогулки на природе, походы,

- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

- рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, К.Ф. Юона и др.,

- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,

- работа с моделями,

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

- сбор коллекций, семян, камней, листьев,

- экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса» и т.д.),

- опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,

- марафоны, аукционы, акции,

- экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
- экологические тропы,

- игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, «Поле чудес» и «Что, где, когда?»,

- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

- работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес - наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

Критериями сформированного осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:

1. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

С родителями следует проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т.д.

Формы и методы работы с детьми:

- региональный компонент;

- научность и доступность понятий;

- принцип «спирали»;

- междисциплинарности и интеграции содержания - занятия и уроки;

- экологические минутки;

- экскурсии;

- экологические сказки;

- практическая деятельность в природе;

- природоохранные акции;

- реклама;

- эксперименты и опыты;

- развивающие дидактические игры;

- выставки.

Работа с родителями:

- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);

- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарного;

- ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);

- туристические походы на природу, соревнования.

Развивающая экологическая среда

- зимний сад;

- уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);

- растительный мир на участке;

- учебно-наглядные пособия;

- живой уголок.

Основополагающими принципами работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

- формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

- использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления - понятия - знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.

Ещё на тему:

- Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников"
- Диагностика экологической воспитанности детей
- Методики экологического воспитания дошкольников

Определение ведущих функций, целей и принципов экологического воспитания дошкольников
Поиск