|
Конструирование как разновидность художественного ручного труда для развития технических умений и навыков дошкольниковКонструирование в детском саду при целенаправленном педагогическом руководстве со стороны воспитателя создаёт большие возможности для развития творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка. Детское творчество - это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Дети сооружают свои постройки, конструкции с помощью специальных средств - игровых строительных материалов, деталей. Деятельность, в процессе которой создается та или иная постройка, требует от детей сложных пространственных ориентировок. Ребенок создает предмет, сочетает детали конструктора. Для этого ему необходимо постоянно «видеть», представлять создаваемую деталь и постройку в целом с их пространственными особенностями. В процессе этой деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается воображение, мышление, т. е. формируются те способности, которые лежат в основе технического творчества человека. Целенаправленно формировать детское творчество можно лишь при условии, если педагог ставит перед детьми серию постепенно усложняющихся технических задач. Это дает возможность предвидеть ход творческих поисков и направлять их соответствующим образом. Конструктивно-техническое творчество начинается с определения замысла, с так называемого умственного конструирования, которое затем в процессе деятельности проверяется, дополняется. Предпосылкой успешного решения технических задач является практическая направленность мысли, рациональный подход к задаче, учет требований действительности при ее решении. Всему этому необходимо учить детей. Термин «конструирование» (от латинского слова построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Сюда входит и архитектурное решение, в котором предмет создается определенным сочетанием строительного материала, соединяемого в соответствующем порядке. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике. Детское строительство, конечно, имеет свои особенности. Ему присущи свои способы и мотивы. Вместе с тем в нем мы находим отображение специфики деятельности взрослых, в том числе конструктивной. Ребенок увлекается самим процессом строительства, стремится, чтобы его постройка максимально была похожа на отображаемый или воображаемый предмет. Именно здесь конструирование сближается с изобразительной деятельностью. Дети в своих постройках отображают все или основные элементы сооружений, одновременно воспроизводят и их функции: дверь - чтобы входить, стул - чтобы сидеть. Ребенок усваивает функциональное назначение построек в процессе взаимодействия с окружающей действительностью под руководством взрослых. Хотя детская постройка и не создается с целью ее практического использования, в ней воспроизводится функция реального сооружения. В связи с этим ребенок имеет возможность использовать любую свою постройку в играх: «заселить» дом куклами и играть с ними. В ходе игры ребенок обнаруживает, что Мишка не может войти в дом, он снимает кирпич и расширяет вход. В этом случае конструирование-изображение превращается в конструирование для игры, следовательно, изменяется цель деятельности. - Вам это пригодится: - Разнообразие материалов, специфика применения методов обучения в конструктивной деятельности дошкольников
|
|