Суббота, 20.04.2024, 07:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Конструирование у старших дошкольников - практика

В каждой серии подсчитано количество детей, выполнивших и не выполнивших задание, результаты оформлены в таблицу. Подсчитано число игровых мотивов в каждой серии, данные занесены в таблицу.

Таблица 1. Успешность конструирования во всех сериях

Серии

Количество детей,

Количество детей,

не выполнивших

экс-та

выполнивших

задание

(%)

 

задание

не усвоен способ

преобладают

 

(%)

действия

игровые

действия

I

II

55

65

65

75

80

90

15

5

10

5

5

5

30

30

25

20

5

5

III

60

80

90

10

5

5

30

15

5

IV

75

85

95

5

5

0

20

10

5

Таблица 2. Анализ поведения детей

Компоненты конструирования

 

Возраст детей

 

 

4—5 лет

5—6 лет

6—7 лет

Аналитико-синтетические и сен­сорные умения

Анализируют образец в определен­ной последовательности, выделяют основные части и различают их по вели­чине и форме. Устанав­ливают расположение частей в про­странстве относительно друг друга

Самостоятельно анали­зируют сделанные взрос­лым изделия,  выделяют части, определяют их назначение и простран­ственное расположение. Анализируют и исполь­зуют в конструировании рисунок, схему,   чертеж. На основе анализа нахо­дят конструктивное решение.

Выделяют и анализируют конструкцию предмета в со­ответствии с его практиче­ским назначением. Видят основные части, устанавли­вают функциональное зна­чение каждой из них. Определяют соответствие форм, размеров, местополо­жения этих частей условиям использования конструкции. На основе анализа самосто­ятельно находят оригиналь­ные конструктивные решения

 

 

 

 

Формируются обобщенные способы обследования образца, предмета и обобщенные способы чтения чертежей, рисунков, схем, фотографий

Замысел

Создают замысел конструкции, который может меняться в процессе деятельности.

Создают и реализуют индивидуальный и коллективный замысел конструкции. Планируют, кто, какую часть постройки будет выполнять, этапы конструирования на основе анализа образца или предмета. Отбирают детали в соответствии с замыслом.

Анализ показал, что только у шести старших дошкольников ведущим является учебно-познавательный мотив, что составляет всего 27,3 % от общего числа испытуемых. Восемь ребят занимаются тогда, когда на занятии много атрибутики, т. е. у них доминирующим является позиционный мотив, в процентном соотношении это 36,4 % от респондентов в целом. У троих дошкольников преобладает оценочный мотив, что составляет 13,6 % от общего числа ребят. Остальные пять испытуемых занимаются лишь тогда, когда занятие построено в виде игры, т. е. ведущим является игровой мотив (22,7 %).

Более подробно данные представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты ранжирования мотивов дошкольников

Имя ребёнка

Ведущие мотивы

1. Оля А.

учебно-познавательный

социальный

2. Лёша В.

позиционный

игровой

3. Дима Д.

игровой

внешние мотивы

4. Настя Д.

учебно-познавательный

социальный

5. Рима З.

оценочный

позиционный

6. Оля К.

оценочный

позиционный

7. Олег К.

позиционный

игровой

8. Ира М.

позиционный

игровой

9. Егор П.

учебно-познавательный

социальный

10. Игорь П.

игровой

внешние мотивы

11. Вова П.

позиционный

игровой

12. Алёна П.

учебно-познавательный

социальный

13. Лена Р.

игровой

внешние мотивы

14. Вова С.

позиционный

игровой

15. Аня С.

позиционный

игровой

16. Костя С.

учебно-познавательный

социальный

17. Маша С.

оценочный

позиционный

18. Яна С.

учебно-познавательный

социальный

19. Ярослав С.

игровой

внешние мотивы

20. Миша Т.

позиционный

игровой

21. Саша Ц.

игровой

внешние мотивы

22. Егор Ш.

позиционный

игровой

Выводы:

Конструирование старших дошкольников показало ряд особенностей:

- стремление к созданию совместных построек;

- предварительность обсуждения постройки;

- высокое значение игрового элемента;

- стремление достигать результата.

Рассмотрение таблиц приводит к выводу, что усвоение новых сведений детьми улучшается с возрастом.

В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности (потребность в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования). К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.

Обычно считается, что наличие познавательных мотивов - главное условие успешности учения [А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович - в кн.: Очерки психологии..., 1950; Н.С. Лейтес, 1971]. При доминировании личностных мотивов общения центром ситуации становится для ребенка взрослый. Дети с повышенным вниманием относятся к его словам и действиям, свои ошибки видят как бы его глазами и потому реагируют на замечания без обиды, деловым образом, внося необходимые изменения в свою деятельность. Настроенность на взрослого позволяет детям без труда понять, что в ситуации учения он выступает в особой функции - как педагог, как учитель и, следовательно, им надлежит вести себя с ним, как положено ученикам: внимательно смотреть и слушать, запоминать, стараться все делать как можно лучше, исправлять допущенные промахи.  

- Вам это пригодится:

- Конструирование как разновидность художественного ручного труда для развития технических умений и навыков дошкольников
- Разнообразие материалов, специфика применения методов обучения в конструктивной деятельности дошкольников

 

Конструирование у старших дошкольников - практика
Поиск