|
Конструирование у старших дошкольников - практикаВ каждой серии подсчитано количество детей, выполнивших и не выполнивших задание, результаты оформлены в таблицу. Подсчитано число игровых мотивов в каждой серии, данные занесены в таблицу. Таблица 1. Успешность конструирования во всех сериях
Таблица 2. Анализ поведения детей
Анализ показал, что только у шести старших дошкольников ведущим является учебно-познавательный мотив, что составляет всего 27,3 % от общего числа испытуемых. Восемь ребят занимаются тогда, когда на занятии много атрибутики, т. е. у них доминирующим является позиционный мотив, в процентном соотношении это 36,4 % от респондентов в целом. У троих дошкольников преобладает оценочный мотив, что составляет 13,6 % от общего числа ребят. Остальные пять испытуемых занимаются лишь тогда, когда занятие построено в виде игры, т. е. ведущим является игровой мотив (22,7 %). Более подробно данные представлены в таблице 3. Таблица 3. Результаты ранжирования мотивов дошкольников
Выводы: Конструирование старших дошкольников показало ряд особенностей: - стремление к созданию совместных построек; - предварительность обсуждения постройки; - высокое значение игрового элемента; - стремление достигать результата. Рассмотрение таблиц приводит к выводу, что усвоение новых сведений детьми улучшается с возрастом. В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности (потребность в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования). К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника. Обычно считается, что наличие познавательных мотивов - главное условие успешности учения [А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович - в кн.: Очерки психологии..., 1950; Н.С. Лейтес, 1971]. При доминировании личностных мотивов общения центром ситуации становится для ребенка взрослый. Дети с повышенным вниманием относятся к его словам и действиям, свои ошибки видят как бы его глазами и потому реагируют на замечания без обиды, деловым образом, внося необходимые изменения в свою деятельность. Настроенность на взрослого позволяет детям без труда понять, что в ситуации учения он выступает в особой функции - как педагог, как учитель и, следовательно, им надлежит вести себя с ним, как положено ученикам: внимательно смотреть и слушать, запоминать, стараться все делать как можно лучше, исправлять допущенные промахи. - Вам это пригодится: - Конструирование как разновидность художественного ручного труда для развития технических умений и навыков дошкольников
|
|