Четверг, 25.04.2024, 09:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Разнообразие материалов, специфика применения методов обучения в конструктивной деятельности дошкольников

Конструирование и ручной труд - это продуктивные виды деятельности. Без набора соответствующих материалов научить детей работать с ними невозможно. Поэтому заблаговременно до начала работы в новом учебном году необходимо подготовить разнообразные материалы. В старшей разновозрастной группе желательно иметь все виды конструкторов из пластмассы, железа; можно использовать конструктор «Архитектор» с набором разнообразных деталей, нужных для оформления построек. В группе обязательно должен быть ящик с предметами-заместителями, использование которых чрезвычайно важно для развития у дошкольника воображения, творчества. В этот «чудо - ящик» воспитатель и дети собирают разные предметы: крышки от пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковые баллоны разнообразной формы от шампуня, жидкого мыла (целые и с просверленными дырками), разрозненные детали различных конструкторов и мозаик, палочки, трубочки металлические и коктейльные, куски поролона и пенопласта и другие разнообразные предметы, которые чаще всего и родители и воспитатели выбрасывают за ненадобностью. Главное требование - они должны быть безопасны для детей.

Различной длины и ширины фанерки, чурбачки, пенёчки, доски, колышки, кубики, куски плинтусов, багетов, палки разной длины и ширины - все должно идти в дело. Требования к таким предметам небольшие: чтобы избежать ссадин и заноз, они должны быть зачищены шкуркой или покрыты водостойкой краской, лаком. Такие дополнительные предметы значительно расширяют возможности детей в строительных играх.

Не все дети сразу смогут использовать данные предметы для замещения отдельных деталей конструкции при строительстве или различных недостающих игрушек при обыгрывании построек. Надо подсказывать детям возможные пути использования данных предметов, направлять их на поиск новых оригинальных решений. В конспектах занятий приводятся некоторые примеры использования различных предметов-заместителей: для украшения построек, придания им праздничного или необычного вида (например, при сооружении «дома для инопланетян»). Дети чутко реагируют на подсказку воспитателя, тут же используют ее и придумывают свои варианты. Часто мальчишки любят собирать проволочки, винтики, пружинки и массу самых невероятных и ненужных, с точки зрения взрослого, вещей. Проще, конечно, выбросить все это в ведро. Но гораздо сложнее разобраться, зачем понадобилась данная вещь ребенку, как ее можно применить и осуществить задуманный им проект, поддержать стремление ребенка к поиску. Когда дошкольник научится применять имеющиеся в ящике предметы, их следует постоянно дополнять другими предметами.

Дети должны иметь возможность пользоваться разными строительными наборами со сложными архитектурными деталями, формами. Никаких ограничений в играх со строительным материалом не должно быть. Важно показать использование разных форм в индивидуальной игре ребенка. Конструирование нужно для развития мышления детей. Научиться изготовлять интересные по замыслу поделки, творчески конструировать можно только после многократных занятий. Пусть дети строят много и свободно. Порядка и быстроты в действиях детей после занятий со строителем или конструктором можно добиться кропотливой воспитательной работой, организацией труда с элементами игры, но не путем запрещения или ограничения этого вида деятельности.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также кон­структоры, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.

Учитывая, что при конструировании из строительных материалов значи­тельная часть деталей уходит на изготовление перекрытий, а порой ограничен­ное их количество не позволяет сооружать перекрытия в соответствии с детским замыслом, педагоги предлагают ребятам различные по конфигурации пласти­ны (квадратные, круглые, треугольные, овальные, многоугольные и др.). Делают их из фанеры, оргстекла, оргалита, плотного картона и других мате­риалов. Размер подбирают произвольно. Необходимо только учитывать, чтобы пластины для мелкого строителя умещались в обычный ящик от строитель­ного материала, а пластины для крупного строителя не превышали по длине самую длинную деталь в наборе.

Если в строительных наборах не хватает цилиндров (колес), то их делают из круглых длинных палок (черенков), нарезая на отрезки разной длины. Широко используются детали, вырезанные из пенопласта и окрашенные в разные цвета (в основном для украшения построек).

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам («Здания», «Мосты», «Транспорт») применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Они используются в качестве образцов. Это чер­тежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета, и др.

Во многих дошкольных учреждениях строительный материал для занятий хранится в методическом кабинете. В таком случае приобретают тридцать строительных наборов для разных возрастных групп. Все детали расклады­вают в коробки по формам и цвету. Например, красные кубики - в одну короб­ку, синие кирпичики - в другую и т. д. На узкую часть коробок наклеи­вают маленькие изображения тех деталей, которые в них лежат. Такое хра­нение удобно тем, что пользоваться материалом могут все возрастные группы, значительно уменьшается время на его уборку, дети не ограничиваются только теми деталями, которые имеются в той или иной коробке. Ведь в комплекте обычно однородные детали имеют разный цвет. И поэтому как бы ребенок ни пытался соотнести их по цвету, постройка получится пестрой.

Наблюдения за детьми показывают, что они чаще играют в строительные игры небольшими группами по 3-5 человек. В большем количестве детям играть тяжело, а дошкольники среднего возраста лишь переходят к строительным коллективным играм. Поэтому при организации бригад строителей, тем более разновозрастных, количество детей, входящих в нее, не должно превышать 3-4 человек.

В некоторых детских садах имеются специально оснащенные кабинеты технического и художественного творчества, где созданы условия для организации конструктивной деятельности детей: расставлены столы, разложен строительный материал, игрушки и другие дополнительные мате­риалы, подобраны конструктивные игры-головоломки. А также имеется возможность показывать детям слайды, фильмы. На расставленных мольбертах дети могут нарисовать, например, здания, машины, мосты, а затем использовать свои рисунки как образцы для конструирования. На мольбертах удобно демонстрировать чертежи, схемы, планы и т. п.

Подобное проведение занятий удобно тем, что коробки со строительным материалом не мешают детям работать, увеличивается полезная площадь столов для конструирования, облегчается анализ сооружений, поскольку все они на виду (опустевшие коробки не загораживают постройки).

Чтобы строительным материалом было удобно пользоваться в свободное от занятий время, для него отводят определенное место.

В группах младшего дошкольного возраста настольный строи­тельный материал чаще размещают на полках, которые стоят на двух узких столах или висят над ними. Его раскладывают по цвету и форме (прямо на полочках), чтобы дети могли быстро отобрать необходимые детали, а затем убрать их на место. Количество деталей и место для работы должно быть рассчитано для одно­временного конструирования четырех-пяти детей. Для обыгрывания построек здесь же расставляются мелкие игрушки (токарные елочки, флажки, матрешки, зверюшки, машинки и др.).

Крупный строительный материал хранят на стеллажах, на низко подве­шенных полках, платформах, в коробках. Его тоже раскладывают по форме. Под полками или рядом с ними расставляют крупные транспортные игрушки и игрушки, необходимые для игры (куклы, собачки, медведи и др.). Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движе­ния детей и взрослых.

В группах среднего дошкольного возраста строительный мате­риал хранят в коробках, в которых он приобретен. Мелкие игрушки можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки.

Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде). Чем крупнее детали, тем ниже они размещаются.

В старших трупах специального места для конструирования не вы­деляют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные.

Мелкий строительный материал хранят в коробках, в которых он был приобретен, и по деталям не разбирают. Крупный строительный материал обычно убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины как для настоль­ного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий обыгры­вающий материал складывают в коробки.

В старших группах организуется уголок ручного труда, где размещаются шкафы, стеллажи или полки.

На верхней полке выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, роди­телей, воспитателей и др.).

На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бу­магой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем - все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в поли­хлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).

Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах): одна - две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шабло­ны и др.

И наконец, на самой нижней полке раскладывается природный материал (шишки, веточки, желуди, каштаны, ракушки, перышки и т.д.).

Специальные столы для работы не ставятся, а используются те же, за которыми дети занимаются.

Для того чтобы уголок имел эстетический вид и для удобства пользова­ния, на коробках наклеивают маленькие изображения тех предметов, кото­рые в них лежат. Внутри коробки можно поделить на ячейки, например для хранения желудей, косточек или ниток, пуговиц.

Организуя работу по конструированию и ручному труду, воспитатели должны помнить, что детям не предлагают мех, шагреневую (бархатную) бумагу, ткань на нейлоновой основе, проволоку без оболочки, канцелярский (конторский) клей, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репей­ника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спичечные коробки и спички, коробки из-под сигарет, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы (кроме иголок, хранящихся у воспитателя), баллоны от аэрозолей и т. д.

При планировании занятий по конструированию и ручному труду в старших и подготовительных к школе группах в некоторых случаях рекомендуется их комбинировать. Например, одна подгруппа конструирует из деталей конструк­тора (по замыслу), а другая учится делать шов «вперед иголку». Од­на изготавливает игрушку из природного материала, а другая работает с готовыми объемными формами и т. д. На следующей неделе они ме­няются.

Работа детей обязательно анализируется, ибо это один из стимулов ее улучшения. Учитывая возраст и возможности детей, анализ должен носить обучающий и воспитывающий характер, а не проводиться формально, когда педагог в конце занятия, обращаясь к детям, говорит: «Все работали хорошо, все построили красиво, аккуратно, кроме Вовы и Светы».

В младшем дошкольном возрасте подчеркиваются достоинства постройки, ребенку предлагается рассказать об отдельных частях сооружения. Хорошо зарекомендовал себя игровой прием, при котором анализ делается от ли­ца игрушки. Тогда и критика не обижает, а воспитывает (если, например, ребенок шалил на занятии и его постройка не удалась по этой при­чине).

Старших детей учат самостоятельно анализировать постройки, поделки, высказываться о работе товарища, давать советы друг другу, делиться мне­нием, как бы построил сам, какие бы более рациональные решения приме­нил. Причем очень важно учить детей доброжелательно, уважительно от­носиться к работе товарищей, тактично, справедливо говорить о недостатках и, конечно, не обижаться на критику.

Часто на занятиях по ручному труду используется музыка. Спокойные, ненавязчивые мелодии являются хорошим фоном для практической деятель­ности, способствуют созданию эмоционального настроя, снижению утомляе­мости.

Очень важно находить детским работам практическое применение. Их можно использовать как подарки малышам, сверстникам, взрослым, для игры, на занятиях и т. д. Недопустимо в присутствии дошкольников уничто­жать плоды их труда, выбрасывать, выражать к ним пренебрежительное отношение. Каждому ребенку необходимо видеть, что педагогу небезразлична его работа, что он брал ее в руки, рассматривал. Способы поощрения могут быть разные. Это и приветливое, ласковое слово, и мимика, и молчаливое пожатие детской руки. Дошкольник бывает счастлив, если иногда на своей поделке вдруг обнаруживает, например, веселое, смеющееся солнышко, нарисо­ванное педагогом.

- Вам это пригодится:

- Конструирование как разновидность художественного ручного труда для развития технических умений и навыков дошкольников
- Конструирование у старших дошкольников - практика

 

Разнообразие материалов, применение методов обучения в конструктивной деятельности дошкольников
Поиск