Четверг, 25.04.2024, 18:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Основные направления повышения финансовой базы местных бюджетов

В настоящее время органы местного самоуправления большинства муниципальных образований вынуждены проводить целый комплекс организационных и материально-технических мероприятий, обеспечивающих реализацию реформы местного самоуправления, а также исполнение требований законодательства Российской Федерации. Но данные расходы местных бюджетов не учитываются при расчете финансовой базы муниципальных образований и осуществлении межбюджетного регулирования, а следовательно, не обеспечены соответствующими источниками доходов. Таким образом, предусмотренных в федеральном бюджете средств явно недостаточно для реализации органами местного самоуправления всех необходимых мероприятий, связанных с завершением реформы местного самоуправления, а также выполнения требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации. К числу таких мероприятий относятся: в учет, инвентаризация, оформление технической документации на земельные участки и муниципальное имущество, а также регистрация указанных объектов; в составление генеральных планов поселений, документов территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки территорий, документации по планировке территорий; в профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и обучение депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих.

Кроме того, в условиях экономического кризиса большинство муниципальных образований не располагает какими-либо значительными средствами на финансирование капитальных расходов, в т. ч. на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, канализации), а также на проведение капитального ремонта зданий и объектов муниципальной собственности в сферах образования, здраво­охранения, культуры, физической культуры и спорта.

В связи с этим необходимо рассмотреть возможность утверждения новой федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований, финансируемой за счет средств федерального бюджета, а также выделения дополнительных финансовых средств на реализацию реформы местного самоуправления.

Кроме того, в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010­-2012 гг. указывается на необходимость разработки механизма компенсации местным бюджетам выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогобложения по местным налогам, установленным федеральным законодательством. Вместе с тем в отношении местных бюджетов в федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период до 2011-2012 гг. указанные рекомендации Бюджетного послания не учтены, и Правительством РФ не проведен полный учет выпадающих местных бюджетов от льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В условиях экономического кризиса для повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях необходимо расширять финансовые механизмы стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по эффективному использованию бюджетных средств, внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом, а также повышению эффективности деятельности в целях реализации закрепленных за ними полномочий. Для этого Правительство РФ должно создать систему мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях, установить показатели оценки качества такого процесса, а также предусмотреть выделение дополнительных грантов из федерального бюджета на поощрение субъектов РФ и муниципальных образований, которые более эффективно решают указанные вопросы.

В течение нескольких лет одним из механизмов сти­мулирования деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по повышению эффективности организации бюджетного процесса являются субсидии, выделяемые из федерального бюджета на реформиро­вание региональных и муниципальных финансов. Они позволяли активизировать деятельность субъектов РФ и муниципальных образований по реформированию бюджетного процесса.

Действенным стимулом проведения ответственной финансовой политики стали субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, предоставляемые на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в целях активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюд­жетной сферы и бюджетного процесса и стимулирования экономических реформ в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Указанные субсидии должны предоставляться из федерального бюджета субъектам РФ (муниципальным образованиям), определенным по результатам отбора и осуществившим программы реформирования региональных (муниципальных) финансов или их этапы.

Поскольку выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований осуществляется из бюджетов субъектов РФ, в федеральном бюджете предусмотрены средства только на финансовое обеспечение отдельных категорий муниципальных образований (ЗАТО, наукограды). Так, положениями Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" бюджетам ЗАТО из федерального бюджета предусматривается выделение межбюджетных трансфертов с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом их безопасного функционирования.

В Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г. указывается на целесообразность выработки принципиально новых подходов к финансированию переселения граждан из ЗАТО с использованием положительной практики действующих адресных механизмов предоставления субсидий на жилье и (или) жилищных сертификатов. Кроме того, в данной Концепции для повышения эффективности финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам ЗАТО предлагается консолидировать межбюджетные трансферты указанным муниципальным образованиям, обусловив предоставление консолидированного трансферта достижением установленных целей.

Согласно Федеральному закону от 07.04.1999 № 70-ФЗ"О статусе наукограда Российской Федерации" присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для предоставления таким муниципальным образованиям из федерального бюджета дополнительных межбюджетных трансфертов. Этот статус присваивается Правительством РФ муниципальным образованиям, которые имеют высокий научно-технический потенциал и обладают градообразующим научно-производственным комплексом. В настоящее время данный статус получили 14 муниципальных образований. Объем бюджетных ассигнований для финансирования меро­приятий по развитию и поддержке инфраструктуры наукоградов на 2010 г. определен в сумме 576,7 млн руб., т. е. сокращен на 60% по сравнению с 2009г.

Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.12.2007 № 917, размер межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых отдельному наукограду, определяется исходя из численности его постоянного населения.

Правоприменительная практика показала недостатки системы присвоения статуса наукограда и механизмов оказания им финансовой поддержки. В настоящее время система оказания финансовой поддержки наукоградам не ориентируется на стимулирование органов местного самоуправления по поддержке развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и обеспечению роста инвестиционной привлекательности муниципального образования с учетом программ социально-экономического развития наукоградов.

Как показывают результаты контрольных мероприятий Счетной палаты РФ, выделяемые из федерального бюджета средства для финансирования дополнительных расходов наукоградов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры позволяют осуществлять только развитие коммунального хозяйства таких городов, но не стимулируют их инновационного развития.

Полагаем, что для определения размера указанных субсидий, помимо численности населения наукоградов, следует также установить и другие критерии, учитывающие уровень развития инфраструктуры конкретных наукоградов, потребности в развитии их научно-технического и инновационного потенциала, эффективности реализации муниципальных целевых программ на указанные цели.

Помимо этого в законодательстве Российской Федерации также следует установить:

- показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления наукоградов по использованию указанных средств и реализации мероприятий по развитию и поддержке их социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры;

-механизмы, обусловливающие предоставление указанных субсидий при условии разработки и реализации органами местного самоуправления наукоградов муниципальных целевых программ по реализации указанных мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 308-ФЗ в пределах общего объема бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов, предусмотренных данной частью, субъекты РФ могут получить бюджетные кредиты на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований в сумме до 10 млрд руб. Иных механизмов финансовой поддержки таких муниципаль­ных образований в федеральном бюджете пока не предусмотрено.

В связи с этим в целях повышения эффективности финансовой поддержки моно­городов в законодательстве Российской Федерации следует установить понятие монопрофильных муниципальных образований, критерии и порядок, в соответствии с которыми будут определяться такие муниципальные образования, а также цели, порядок и условия предоставления указанным муниципальным образованиям средств дополнительной финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня.

В 2010 г. из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации, делегируемых для исполнения органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, в части организации первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, предусмотрено выделить 1998,3 млн руб., что на 68,1 млн ниже уровня финансирования в 2009 г.

Причины, на основании которых предусматривается снижение субвенций местным бюджетам на осуществление указанных государственных полномочий не указываются. При этом, по данным Счетной палаты РФ, методика расчета указанной субвенции не учитывает расходов муниципальных образований на приобретение лицензионного программного обеспечения, уплату налога на имущество организаций, осуществление ремонта имущества (оборудования, инвентаря). В связи с этим полагаем, что необходимо рассмотреть вопрос об увеличении объема указанных субвенций.

В настоящее время положения Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ № 5242-1) возлагают на местную администрацию поселений полномочия по регистрационному учету граждан Российской Федерации в населенных пунктах, в которых отсутствуют территориальные органы по контролю и надзору в сфере миграции.

В соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данные полномочия органов местного самоуправления не относятся к вопросам местного значения, поэтому являются государственными полномочиями и должны осущест­вляться органами местного самоуправления за счет субвенций из федерального бюджета. При этом необходимо учитывать, что согласно положению о Федеральной миграционной службе, утвержденному Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928, осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации относится к полномочиям Федеральной миграционной службы.

Согласно изменениям, внесенным в нормы Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, данные полномочия возлагаются исключительно на территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В то же время указанное изменение вступило  в силу только с 1 января 2011 г., и до указанной даты местные администрации поселений обязаны будут осуществлять полномочия по регистрационному учету граждан в населенных пунктах, в которых отсутствуют указанные федеральные органы власти, за счет собственных доходов.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении в текущем году из федерального бюджета субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по регистрационному учету граждан Российской Федерации в населенных пунктах, в которых отсутствуют территориальные органы по контролю и надзору в сфере миграции.

- Вам это пригодится:

- Динамика доходов и расходов бюджета муниципального образования РФ

- Формирование доходов бюджетов субъектов РФ

- Этапы формирование доходов бюджета на стадии исполнения

Направления повышения финансовой базы местных бюджетов
Поиск