|
Особенности развития познавательной сферы одаренных детейИльина М. Н., выделяет следующие особенности одаренных детей: - сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей; - способность к нестандартному восприятию; - интуиция, изобретательность, бессознательный разум; - дивергентное мышление; - любознательность; - конкретность мышления; - эстетическая чувствительность. Выделяется такой критерий оценки интеллектуальной одаренности как интеллектуальные достижения. Под интеллектуальными достижениями мы понимаем регулярное, успешное (призовые места и дипломы) участие в олимпиадах и научно - практических конференциях разного уровня - от школьного до российского, а также академические успехи (успехи в учебе по профильным предметам и окончание школы с медалью). Можно говорить о том, что интеллектуальные достижения рассматриваются как «сфера компетентности» и позволяют одаренным школьникам чувствовать себя увереннее, ощущать свою значимость для окружающих людей, повышают статус в группе сверстников и самооценку, что в свою очередь, служит основой для появления «ощущения своей эффективности» и эмоционального комфорта. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. При воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность. Этому посвящено много интересных специальных исследований отечественных и зарубежных педагогов (А. К. Дусавицкий, Ю. В. Шаров, Г. И. Щукина и др.). Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи, в силу наличия данной и вышеописанных способностей, могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества. Одаренным детям в значительно большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению (антиципации) (А. М. Матюшкин, Д. Сиск, П. Торренс и др.). В психологии данное явление рассматривается, как правило, в нескольких смысловых аспектах: - способность мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена; - интуиция (Ф. Бартлет, К. Дункер, О. Зельц и др.); - способность представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт); - способность организма подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления; - «опережающее отражение» (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн и др.) Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания (К. Тэкэкс и др.). Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу; во-вторых, в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Оценочная функция как интегральный структурный элемент одаренности рассматривается многими отечественными и зарубежными исследователями (А. М. Матюшкин, К. Тэкэкс, Л. Холдингу орт и др.). Способность к оценке - производное, прежде всего, критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них - устойчивость интересов. Проявляется она в характерном для одаренного ребенка упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов. - Вам может пригодиться: - Общая одаренность и специальные творческие способности детей |
|