|
Анализ результатов применения пальчиковых игр и рифмовок на уроках английского языка в начальной школеПроведение эксперимента по применению пальчиковых игр и рифмовок на уроках английского языка осуществлялась Сотниковой Е.Н., Селивановой Е.Б. и другими в Центре образования № 1998 «Лукоморье» ЮОУО, Южное окружное управление образования МДО. Контроль за разработкой проектов и оценкой их соответствия целям и задачам проводился совместно с Окружным управлением образования, методическим объединением округа и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН. В проекте активно использовались инновационные комбинации дополнительных технических средств, вариационных методик для проведения образовательного и динамического компонентов и релаксационных пауз. Целью констатирующего этапа эксперимента ставилось выявление исходного уровня знаний учащихся путем наблюдений и устного опроса. Результаты констатирующего среза и результаты наблюдения позволили разделить группу учащихся на три условные категории:
В начале эксперимента устные высказывания ребят показали, что из изученной лексики по теме, в своей речи ребята употребляют лишь 40-60 % слов. Т.к. целью работы ставилось выявление влияния нестандартных уроков на овладение лексикой английского языка, то на протяжении двух месяцев методической практики изучение лексики велось с использованием нестандартных уроков, а именно пальчиковых игр и рифмовок. Процесс изучения лексики при помощи игр и рифмовок происходил при весьма живом интересе со стороны детей, которые проявили большую инициативу, участвуя в различных игровых моментах. На протяжении нескольких уроков учащиеся работали с текстами и дополнительными материалами по теме. За это время ими было выучено 35 новых слов. После чего им давалась проблемная ситуация в нетрадиционной форме, которую им было необходимо решить. На последнем уроке по теме «The Nature Around» в гости прилетел инопланетянин. Он нуждался в помощи, т.к. его планета стала очень грязной, а планета Земля - чистая и красивая. Но, от ребят он узнал, что и на Земле не все так хорошо как он думал. Поэтому они вместе искали способы как спасти мир. В ходе выступлений ребята использовали в речи около 80% изученных слов. Заметные различия наблюдались в характеристике типов работоспособности. На динамическом уроке в три раза чаще выявляется высокий тип работоспособности (42,9%) по сравнению с традиционным уроком (15,0%) и в два раза реже - низкий (9,5% против 20,0%). Неоспоримое преимущество динамического урока отмечается при оценке утомление детей на уроке. После динамического урока ни один ребенок не демонстрирует признаков утомления, в то время как на обычном уроке у 35% учащихся выявляется выраженное утомление. Различия в характеристике работоспособности могут объясняться также новизной структуры урока, что само по себе является стимулом привлечения внимания учащихся. Более высокие результаты объясняется тем, что использование игр и нестандартных уроков при обучении лексике, помогло сформировать лексические навыки на порядок выше, чем у них были до этого. Так же учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты. Анкета состояла из 5 вопросов. Результаты показали, что проведенные уроки понравились всем детям и каждый узнал что-то интересное из них. Больше всего детям понравились: языковые игры, развлечения, использование видеофрагментов, дополнительные задания в нетрадиционной форме. И все это они хотели бы видеть на последующих уроках. Таким образом, процесс обучения иностранному языку на начальном этапе обучения будет более успешным, если будут активно использоваться нетрадиционные виды уроков в целях развития коммуникативных навыков учеников. Гипотеза исследования доказана, а методическая необходимость включения нетрадиционный уроков в процесс обучения лексике иностранного языка обоснована. В результате проведенного эксперимента нами были разработаны рекомендации по проведению нестандартных уроков: 1. нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; 3. нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; 4. при выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; 5. при проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны». На наш взгляд одной из слабых сторон нестандартных уроков является тот факт, что они не всегда носят более информативный характер, чем стандартные уроки. А так как на изучение иностранного языка отводится всего 2 часа, то на такие уроки просто не остается. Но использовать некоторые элементы таких уроков необходимо. Вам может пригодиться: - Особенности изучения иностранного языка на начальном этапе обучения |
|