|
Система работы по обучению понимания текста сказок и рассказов младшими школьниками с нарушением интеллектаРабота по обучению понимания текста сказок и рассказов младших школьников с нарушением интеллекта велась с октября по ноябрь 2014 года на базе четвертого класса в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении школе-интернате VIII вида №2 г. Волгограда. Экспериментальная работа осуществлялась на логопедических занятиях. В коррекционную работу логопеда мы включали несколько видов сказок и рассказов:
При использовании сказок и рассказов на занятиях с младшими школьниками выяснилось, что эти сказки и рассказы успешно «работают» на детей, имеющих проблемы, такие как: неприятие себя; несформированность мотивации к учебной деятельности; неадекватная самооценка; неумение разобраться в собственных чувствах; трудности в осмыслении жизненных ценностей; агрессивные реакции; конфликты с родителями и другими детьми безответственность; недостаточная сформированность волевой сферы; отношение к своему здоровью. В работе со сказками и рассказами на занятиях мы придерживались следующих этапов работы: 1 этап. Ритуал «вхождения» в сказку (аудиозаписи звуков природы, волшебные атрибуты: цветы, свеча, раковина, перстень, ветерок и многие другие). 2 этап. Рассказывание чтение и сочинение сказки. 3 этап. Анализ сказки. 4 этап. Драматизация. 5 этап. Ритуал «выхода» из сказки. 6 этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью). 7 этап. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта связь уже с имеющимся посредством арт - терапевтических приемов). Для «разогрева» класса мы использовали такие приемы: Учитель изменял внешность, добавлял сказочную деталь, или обыгрывал любой предмет как сказочный. «Пропуск» в сказку, который участники получали каким - либо необычным способом (по жребию, сорвать с дерева, на нитке воздушного шара). Призывание сказки (мелодичным пением, про себя, ласковыми словами). Отгадывание сюжета или персонажей. Превращение в сказку любой жизненной истории. Сочинение сказки экспромтом. Ритуал «входа в сказку» и ритуал «выхода из сказки» мы проигрывали с куклой-проводником Василисой Премудрой (настрой). Таким образом, создавалась особая атмосфера «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. На этапе знакомства с текстом мы использовали такие приемы как:
Приемы, используемые для анализа сказки, были следующими:
Работая над пересказом текста мы использовали моделирование. Модели позволяли детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки или рассказа и ход событий; развивали абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащали словарь, активизировали речь; воздействовали на все органы чувств. Мы использовали в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры, вербальные модели. Замена осуществлялась на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке ««Лев, Щука и Человек» лев обозначался большим желтым квадратом, щука - зеленым, человек - белым. А в сказке «Лягушка-путешественница» ученики (сначала вместе с учителем) выделяли количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображали их. Мы использовали следующие формы работы: Рисование на тему «Лес гномов». Передача сказочности и настроения. Рисование на тему «Рисуем сказку». Фрагменты разных сказок, в которых описываются любимые качества характера людей. Лепка из пластилина на тему «Лепим страну Луговой Феи». Коллективная работа. Сочинение сказки «Путешествие в страну Здравия». Придумать по заглавию свою сказку. С. Прокофьев «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» и т.д. С учениками готовился к выпуску альбом рисунков «Наши любимые сказки и рассказы» и сборник сказок и рассказов, сочиненных учащимися. В работу со сказкой включились и родители учеников. Своими силами старательно оформляли и записывали поучительные сказки и рассказы для своих детей. При чтении сказки с «чудесным миром» мы организовывали самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя. В процессе чтения - поиска учащиеся обобщали и углубляли практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире», то есть у них закладывался оптимальный объем умений, таких как: 1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев; 2. Умение определить сказочное место и время действия; 3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев; 4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей; 5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам. Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» обучение было организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам». Комплексная работа над сказками и рассказами включала:
- Вам может пригодиться: - Особенности понимания сказок и рассказов младшими школьниками с нарушением интеллекта |
|