Среда, 21.02.2018, 18:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Система работы по обучению понимания текста сказок и рассказов младшими школьниками с нарушением интеллекта

Работа по обучению понимания текста сказок и рассказов младших школьников с нарушением интеллекта велась с октября по ноябрь 2014 года на базе четвертого класса в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении школе-интернате VIII вида №2  г. Волгограда. 

Экспериментальная работа осуществлялась на логопедических занятиях.

В коррекционную работу логопеда мы включали несколько видов сказок и рассказов:

  • художественные: народные, авторские («Лягушка-путешественница»,  «Лев, Щука и Человек», «Снегурочка»),
  • дидактические (созданные педагогами, где одушевляются абстрактные символы),
  • психокоррекционные (созданные для мягкого влияния на поведение ребенка),
  • психотерапевтические (рассказывается о проблемах человека),
  • медитативные (созданные для накопления положительного опыта, снятия напряжения).

При использовании сказок и рассказов на занятиях с младшими школьниками выяснилось, что эти сказки и рассказы успешно «работают» на детей, имеющих проблемы, такие как: неприятие себя; несформированность мотивации к учебной деятельности; неадекватная самооценка; неумение разобраться в собственных чувствах; трудности в осмыслении жизненных ценностей; агрессивные реакции; конфликты с родителями и другими детьми

безответственность; недостаточная сформированность волевой сферы; отношение к своему здоровью.

В работе со сказками и рассказами на занятиях мы придерживались следующих этапов работы:

1 этап. Ритуал «вхождения» в сказку (аудиозаписи звуков природы, волшебные атрибуты: цветы, свеча, раковина, перстень, ветерок и многие другие).

2 этап. Рассказывание чтение и сочинение сказки.

3 этап. Анализ сказки.

4 этап. Драматизация.

5 этап. Ритуал «выхода» из сказки.

6 этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).

7 этап. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта связь уже с имеющимся посредством арт - терапевтических приемов).

Для «разогрева» класса мы использовали такие приемы:

Учитель  изменял внешность, добавлял сказочную деталь, или обыгрывал любой предмет как сказочный.

«Пропуск» в сказку, который участники  получали каким - либо необычным способом (по жребию, сорвать с дерева, на нитке воздушного шара).

Призывание сказки (мелодичным пением, про себя, ласковыми словами).

Отгадывание сюжета или персонажей.

Превращение в сказку любой жизненной истории.

Сочинение сказки экспромтом.

Ритуал «входа в сказку»  и ритуал «выхода из сказки» мы проигрывали с куклой-проводником Василисой Премудрой (настрой). Таким образом, создавалась особая атмосфера «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

На этапе знакомства  с текстом мы использовали такие приемы как:

  • прочитывание сказки до начала  занятия;
  • чтение сказки учителем вслух, с паузами для обсуждения.
  • сказка читается в классе разными учениками отрывками, с тем, чтобы она раскрывалась по частям;
  • сказка прочитывается по ролям.

 Приемы, используемые для анализа сказки, были следующими:

  • анализ, опираясь на вопросы, задаваемые учителем;
  • анализ сказки  от лица героев;
  • сказку анализирует учитель, а класс имеет возможность дискутировать;
  • анализ сказки начинается с рисунка, который может быть показан после чтения сказки;
  • класс создает рисунки к сказке, устраивается выставка с обсуждением.

Работая над пересказом текста  мы использовали моделирование.  Модели   позволяли детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки или рассказа и ход событий; развивали абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащали словарь, активизировали речь; воздействовали на все органы чувств.

 Мы использовали в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры, вербальные модели.

Замена осуществлялась на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке ««Лев, Щука и Человек» лев обозначался большим желтым квадратом, щука - зеленым, человек - белым.

А в сказке «Лягушка-путешественница» ученики (сначала вместе с учителем) выделяли количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображали их.

Мы использовали следующие формы работы:

Рисование на тему «Лес гномов». Передача сказочности и настроения.

Рисование на тему «Рисуем сказку». Фрагменты разных сказок, в которых описываются любимые качества характера людей.

Лепка из пластилина на тему «Лепим страну Луговой Феи». Коллективная работа.

Сочинение сказки «Путешествие в страну Здравия».

Придумать по заглавию свою сказку. С. Прокофьев «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» и т.д.

С учениками готовился к выпуску альбом рисунков «Наши любимые сказки и рассказы» и сборник сказок и рассказов, сочиненных учащимися. В работу со сказкой включились и родители учеников. Своими силами старательно оформляли и записывали поучительные сказки и рассказы для своих детей. 

При чтении сказки с «чудесным миром» мы организовывали самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

 В процессе чтения - поиска учащиеся  обобщали и углубляли практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире», то есть у них закладывался  оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» обучение было  организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Комплексная работа над сказками и рассказами включала:

  • разнообразие сказок и рассказов по жанрам;
  • разнообразие форм и приемов работы над текстом;
  • организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

- Вам может пригодиться:

- Особенности понимания сказок и рассказов младшими школьниками с нарушением интеллекта
- Определение динамики коррекционной работы по формированию понимания текста сказок и рассказов

Система работы по обучению понимания текста сказок младшими школьниками с нарушением интеллекта
Поиск

Яндекс.Метрика