Пятница, 26.04.2024, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Особенности понимания сказок и рассказов младшими  школьниками с нарушением интеллекта

Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение особенностей понимания текста сказок и рассказов младшими школьниками с нарушением интеллекта.

Экспериментальное исследование проводилось на базе четвертых классов при государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении школе-интернате VIII вида № 2  г. Волгограда.  Экспериментом было охвачено 12 человек. Первой задачей констатирующего этапа исследования являлся отбор диагностического инструментария, который дал бы возможность выявлять особенности  понимания текста детьми с нарушением интеллекта. При оценивании результатов исследования принимались во внимание правильность прочтения,  сознательность чтения.

Задание 1. Понимание прочитанного.

Назначение задания: изучить уровень чтения - способ чтения, количество и характер ошибок, темп чтения, определить понимание прочитанного

Организация работы:

1.      Учитель читает сказку (для чтения дается текст белорусской сказки «Легкий хлеб»).

2.      Для определения понимания прочитанного дети отвечают на вопросы по тексту (заранее подготовлены на доске).

Оценка уровня понимания.

Высокий уровень - полное понимание смысла прочитанного, ребенок ответил правильно не менее 7 вопросов из 10;

Средний уровень - неполное понимание, ребенок ответил не менее 5 вопросов;

Низкий уровень - фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;

Очень низкий уровень - отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

Результаты проведения анализа понимания у младших школьников с нарушением интеллекта представлены в таблице 1.

Таблица1

Особенности понимания прочитанного учащимися 4-го класса

с нарушением интеллекта

Имя ребенка

Уровень понимания текста

Роман

 Очень низкий

Андрей

низкий

Олег

низкий

Софья

средний

Александр

средний

Дарья

средний

Леопольд

низкий

Дмитрий

 средний

Алексей

низкий

Наталья

низкий

Илья

низкий

Максим

средний

Как отражает таблица 1, 8 % детей отнесены нами к очень низкому уровню. Эти дети не могут понять смысла прочитанного слова.

50 % школьников оказались на низком уровне. Дети могут понять смысл отдельных слов, но вместе в предложении их связать не могут. Эти дети незначительно изменяют смысл прочитанной ситуации.

В основном, дети ответили на  информативные вопросы. Дети этой группы не смогли дать ответы на смысловые вопросы, не поняли смысла сказки.

50% школьников были отнесены к среднему уровню. Из десяти вопросов дети данной группы смогли ответить только на пять. В основном, это были информативные вопросы. Хотя, с помощью логопеда дети этой группы  смогли дать ответы на смысловые вопросы, с помощью взрослого поняли, почему сказка называется «Легкий хлеб».

Задание 2. Пересказ сказки.

Детям с нарушением интеллекта предлагалось пересказать прочитанную сказку.

Анализ самостоятельных пересказов дает основания утверждать и то, что умственно отсталые школьники, обучающиеся в одном классе, по-разному справляются с заданием. Не все дети сумели самостоятельно понять или передать содержание текстов. Учитывая особенности понимания и воспроизведения рассказов, мы условно распределили учеников на четыре группы.

Первую группу составили учащиеся, которые полностью поняли и самостоятельно воспроизвели текст.

Во вторую группу вошли дети, понявшие основной смысл текста, но самостоятельно не сумевшие их воспроизвести.

К третьей группе мы отнесли школьников, не понявших смысл сказки и пересказавших содержание текста неточно и неполно.

В четвертой группе оказались ученики, не понявшие и не воспроизводившие прослушанный текст.

Наличие этих групп подтверждает неоднородность состава детей, обучающихся в одном, и том же классе специальной коррекционной школы VIII  вида и обуславливает необходимость дифференцированного подхода к ним.

Таблица 2

Особенности пересказа сказки  учащимися 4-го класса

 нарушением интеллекта

Имя ребенка

Группа

Роман

4

Андрей

3

Олег

1

Софья

2

Александр

2

Дарья

3

Леопольд

2

Дмитрий

4

Алексей

4

Наталья

3

Илья

2

Максим

3

Как видно из таблицы 2, 8 % испытуемых (один ученик) отнесены к первой группе. Мы связываем это с относительно хорошо развитой произвольной памятью у данного ученика и относительно развитыми представлениями об окружающей среде. Тема, раскрываемая в предложенном произведении, оказалась интересна для Олега К., что сказалось на полном понимании содержания. Следовательно, мотивация и интерес оказывают положительное влияние на процесс понимания научно-популярного произведения детьми с нарушением интеллекта. Таким образом, в исследуемой группе только 8 % учащихся с нарушением интеллекта смогли наиболее полно пересказать прочитанный текст, 33% испытуемых были отнесены ко второй группе, т.к. смысл произведения был ими понят, однако они не смогли его передать.

Также 33% учащихся с нарушением интеллекта пересказали текст неточно и неполно из-за недостаточного понимания смысла прочитанного. 25% учащихся полностью не поняли текст. На наш взгляд, трудности осмысления текста рассказа связаны с недостаточным запасом представлений о явлениях окружающей среды детьми с нарушением интеллекта, нарушением произвольной памяти  и логического мышления. Неспособность к пересказыванию точно и правильно обусловлено выраженными фонетико-фонематическими нарушениями, скудным словарным запасом, нарушением причинно-следственных связей в тексте, несмотря на относительно сохранную механическую память.

Таким образом,  трудности осмысления прочитанной информации  вызваны неспособностью соблюдения причинно-следственных связей в тексте, быстрым забыванием полученной информации, нарушением логического мышления, трудностями осмысления метафорического представления информации в сказках, рассказах. Трудности при пересказывании текстов проявляются в усечении текста, недосказывании до конца, нарушении последовательности частей текста, замене действующих лиц и т.д.

Бедность словаря, бедный запас представлений об окружающей действительности нарушает процесс осознания прочитанного текста. Нарушение фонематического слуха, неточность звукопроизношения, слабость артикуляционной моторики влияет на беглость, правильность и выразительность речи. Неспособность вне специальной работы понять метафоры в тексте, скрытый смысл произведения - также являются особенностями чтения сказок для четвероклассников с нарушением интеллекта.

Таким образом, комплексная диагностика понимания текста сказок  и рассказов делает необходимой проведение целенаправленной работы по обучению понимания произведений данного жанра  младших школьников с нарушением интеллекта.

- Вам может пригодиться:

- Система работы по обучению понимания текста сказок и рассказов младшими школьниками с нарушением интеллекта
- Определение динамики коррекционной работы по формированию понимания текста сказок и рассказов

Особенности понимания сказок и рассказов младшими школьниками с нарушением интеллекта
Поиск