Вторник, 23.04.2024, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Государственное стимулирование  инновационной деятельности ВУЗа

Государственное стимулирование учреждений высшего профессионального образования является частью (элементом) государственного управления, когда государство заинтересовывает, дает толчок учреждениям высшего профессионального образования, для того чтобы оно стало осуществлять свою деятельность более эффективно и в том числе переходило на более эффективные механизмы своей экономики. В отличие от непосредственного управления, государственное стимулирование учреждений высшего профессионального образования заключается не в направлении деятельности учреждения действовать в каком-либо русле, в обязательном порядке выполняя предписания управляющего органа, а в побуждении учреждения действовать добровольно, двигаясь к поставленной государством цели, при этом государство использует определенные меры.

Задача государства – это выстраивание всей деятельности ученых и студентов в направлении создания интеллектуальной собственности, инновационного развития. Главное, что должно сделать государство, – все бюджетные заказы на научные исследования и проектные разработки производить только через учреждения высшего профессионального образования. Единственным исполнителем таких государственных заказов должно стать аккредитованное учреждение высшего профессионального образования. Таким образом, наука была бы задействована на участие в образовательном процессе: были бы созданы научные школы, учреждения высшего профессионального образования были бы оснащены современным оборудованием. Это должно происходить в полном соответствии с успешностью и объемом выполняемых государственных заказов. Тогда различные научно-исследовательские институты, в том числе и академические, стали бы филиалами учреждений высшего профессионального образования, их дочерними структурами. Для того чтобы этого добиться, государство должно провести работу по укрупнению учреждений высшего профессионального образования путем включения в их состав образовательных организаций различного уровня, научных организаций (университетских комплексов, научно-образовательных и научно-учебно-производственных комплексов).

Таким образом, данная мера государственного стимулирования не только поднимет отечественную науку, но и даст учреждению высшего профессионального образования дополнительные средства финансирования.

Одним из вариантов государственного стимулирования учреждений высшего профессионального образования является финансирование последних за счет грантов. Гранты выделяются на конкурсной основе в качестве целевых адресных субсидий на проведение за определенный период времени конкретных научно-исследовательских работ. В отличие от сметного порядка финансирования грант имеет целевой характер и ориентирован на решение определенной проблемы (задачи), что обусловливает его адекватное финансовое наполнение и сроки реализации. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или, в случае их использования на территории иностранного государства, в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

Основные направления развития высшего профессионального образования, финансируемые с помощью грантов:

- разработка новых учебных программ по подготовке специалистов по новым направлениям, специальностям, специализациям и их учебно-методическое обеспечение;

- разработка новых информационных технологий;

- проведение семинаров, участие в семинарах;

- повышение квалификации научно-педагогического состава и управленческого персонала, в том числе

- оплата обучения, включая проезд и проживание;

- оплата стажировок преподавателей, включая зарубежные;

- оплата стажировок студентов, включая зарубежные.

Однако такой вид государственного стимулирования, как грант, не так распространен, как другие меры стимулирования; возможно, это связано с тем, что не во всех учреждениях высшего профессионального образования имеется необходимый научный потенциал для выполнения большого объема научных исследований. Для решения данной проблемы государству необходимо расширить приток квалифицированных ученых в учреждения высшего профессионального образования путем повышения оплаты труда научным сотрудникам, предоставления льгот.

При многоканальном финансировании учреждение высшего профессионального образования имеет дополнительные доходы от оказания платных услуг разного вида, которые могут самостоятельно расходоваться учреждением для достижения своих уставных целей.

Современный российский университет для обеспечения своего развития в целом как образовательной, научной и культурной организации должен задействовать все возможные каналы дополнительного финансирования, концентрируясь при этом на тех, которые дают максимальный экономический эффект.

Государство признает фактическую многоканальность финансирования образовательного процесса, и это подтверждается вводом образовательных ваучеров, так называемых трансфертов, избирательно выдаваемых студенту и позволяющих ему осуществлять выбор на рынке образовательных услуг. При этом государство можно будет рассматривать всего лишь как одного из инвесторов в сферу высшего образования – инвестора, который помогает не всем студентам-бюджетникам, а лишь малообеспеченным.

Используя многоканальное финансирование как вариант государственного стимулирования, государство дает возможность учреждению зарабатывать самостоятельно, что выгодно для государства, так как оно может сократить свои расходы на высшее образование. Более того, многоканальное финансирование даст возможность руководству учреждения высшего профессионального образования приобрести управленческий опыт. Ведь чтобы экономика учреждения стала более эффективной, необходимо не только уметь зарабатывать деньги, но и правильно их использовать, что является еще одной проблемой учреждений высшего профессионального образования. Таким образом, многоканальное финансирование сможет решить сразу две проблемы: финансирования и повышения качества университетского менеджмента.

Однако на данный момент действующее законодательство не дает возможности учреждениям высшего профессионального образования использовать многоканальное финансирование в полную силу.

В настоящее время в Российской Федерации механизма привлечения внебюджетных средств, за исключением законодательного разрешения учреждениям высшего профессионального образования заниматься предпринимательской деятельностью, не существует. Более того, действующее налоговое законодательство, и в частности механизм налогообложения прибыли учреждений высшего профессионального образования, не стимулирует, а, наоборот, сдерживает привлечение дополнительных средств в сферу высшего профессионального образования.

- Вам может пригодиться:

- Инновационные высшие учебные заведения
- Особенности развития инновационного управления образованием
- Управление инновационной деятельностью ВУЗа
 

Государственное стимулирование инновационной деятельности ВУЗа
Поиск