|
Инновационные высшие учебные заведенияНазвание инновационных получили учебные заведения, начавшие внедрять нововведения или их элементы. Свою приверженность к инновационному процессу задекларировали руководители почти всех учебных заведений страны. Предстоит выяснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по существу содержание и направленность инновационных преобразований. Для формирования критерия инновационности учебного заведения скажу, что: – нововведения могут не только улучшать течение и результаты учебно-воспитательного процесса, но и ухудшать их; – объявить об инновации совсем не означает получить положительный эффект; – инновации осуществляются не ради инноваций, а для улучшения эффективности обучения и воспитания; – только инновации по существу, а не по названию или форме благоприятствуют улучшению условий учебного и педагогического труда. Из этих ограничений формируется вполне определенный критерий инновационности учебных заведений. Учебное заведение является инновационным, если: 1) учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики; 2) педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении; 3) организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам студентов и преподавателей; 4) повышенные результаты учебного процесса за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы; 5) продуктивность учебного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем. Смысл требований данного критерия в том, чтобы обеспечить возможность сравнения вузов с различными возможностями: базой, составом преподавателей и обучаемых, оборудованием, финансированием и т. д. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений: – в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; – в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; – в систему контроля и оценки уровня образования; – в систему финансирования; – в учебно-методическое обеспечение; – в систему воспитательной работы; – в учебный план и учебные программы; – в деятельность преподавателя и студента. В процессе развития вуза, а возможно, и образовательной системы в целом, учитывают: – абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов); – относительную новизну; – псевдоновизну (оригинальничанье), изобретательские мелочи. Типы нововведений в вузе группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений: – в целях и содержании образования; – в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса; – в формах и способах организации обучения и воспитания; – в деятельности администрации, преподавателей и студентов. Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования: – локальные и единичные, не связанные между собой; – комплексные, взаимосвязанные между собой; – системные, охватывающие весь вуз. Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют: – модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры); – комбинаторные нововведения; – радикальные преобразования. Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям. В качестве источников идей обновления вуза могут выступать: – потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; – воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения; – достижения комплекса наук о человеке; – передовой педагогический опыт; – интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок; – опытно-экспериментальная работа; – зарубежный опыт. Традиционно российские университеты обладают отечественным научным и кадровым потенциалом и поддерживают культурный и научный обмен с зарубежными университетами. Важнейшими принципами развития отечественных университетов остаются: – взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалистов; – преемственность между уровнями образования, культуротворчество и высокая корпоративность выпускников университета; – гражданственность воспитания; – интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических условий в стране. Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. На этом пути наблюдается ряд тенденций. Первая связана с развитием многоуровневой системы во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что многоуровневая система организации высшего образования обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образования новые специальности. Вторая тенденция – это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов. Третья тенденция – это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов. Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на самофинансирование. И еще одна тенденция состоит во включении вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления. Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относит к категории саморазвивающихся образовательных систем. - Вам может пригодиться: - Инновационные процессы в высшем образовании |
|