Понедельник, 20.11.2017, 12:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Инновационные высшие учебные заведения

Название инновационных получили учебные заведения, начавшие внедрять нововведения или их элементы. Свою приверженность к инновационному процессу задекларировали руководители почти всех учебных заведений страны. Предстоит выяснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по существу содержание и направленность инновационных преобразований.

Для формирования критерия инновационности учебного заведения скажу, что:

– нововведения могут не только улучшать течение и результаты учебно-воспитательного процесса, но и ухудшать их;

– объявить об инновации совсем не означает получить положительный эффект;

– инновации осуществляются не ради инноваций, а для улучшения эффективности обучения и воспитания;

– только инновации по существу, а не по названию или форме благоприятствуют улучшению условий учебного и педагогического труда.

Из этих ограничений формируется вполне определенный критерий инновационности учебных заведений.

Учебное заведение является инновационным, если:

1) учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики;

2) педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;

3) организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам студентов и преподавателей;

4) повышенные результаты учебного процесса за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы;

5) продуктивность учебного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем. Смысл требований данного критерия в том, чтобы обеспечить возможность сравнения вузов с различными возможностями: базой, составом преподавателей и обучаемых, оборудованием, финансированием и т. д.

Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

– в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

– в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательно­го процесса;

– в систему контроля и оценки уровня образования;

– в систему финансирования;

– в учебно-методическое обеспечение;

– в систему воспитательной работы;

– в учебный план и учебные программы;

– в деятельность преподавателя и студента.

В процессе развития вуза, а возможно, и образовательной системы в целом, учитывают:

– абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов);

– относительную новизну;

– псевдоновизну (оригинальничанье), изобретательские мелочи.

Типы нововведений в вузе группируются по разным основаниям.

Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в вузе. Опираясь на пони­мание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

– в целях и содержании образования;

– в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

– в формах и способах организации обучения и воспитания;

– в деятельности администрации, преподавателей и студентов.

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на при­менении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобра­зования:

– локальные и единичные, не связанные между собой;

– комплексные, взаимосвязанные между собой;

– системные, охватывающие весь вуз.

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:

– модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);

– комбинаторные нововведения;

– радикальные преобразования.

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения отно­сят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям.

В качестве источников идей обновления вуза могут выступать:

– потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

– воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных до­кументах федерального, регионального или муниципального значения;

– достижения комплекса наук о человеке;

– передовой педагогический опыт;

– интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

– опытно-экспериментальная работа;

– зарубежный опыт.

Традиционно российские университеты обладают отечественным научным и кадровым потенциалом и поддерживают куль­турный и научный обмен с зарубежными университетами. Важнейшими принци­пами развития отечественных университетов остаются:

– взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалистов;

– преемственность между уровнями образования, культуротворчество и высо­кая корпоративность выпускников университета;

– гражданственность воспитания;

– интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независи­мо от политического строя и экономических условий в стране.

Реформирование системы высшего образования в России характеризуется по­иском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отече­ственной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в миро­вое образовательное пространство. На этом пути наблюдается ряд тенденций.

Первая связана с развитием многоуровневой системы во многих университе­тах России. Преимущества этой системы состоят в том, что многоуровневая сис­тема организации высшего образования обеспечивает более широкую мобиль­ность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образо­вания новые специальности.

Вторая тенденция – это мощное обогащение вузов современными информа­ционными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

Третья тенденция – это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на само­финансирование.

И еще одна тенденция состоит во включении вузов России в об­новление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экс­периментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относит к категории саморазвивающихся образовательных систем.

- Вам может пригодиться:

- Инновационные процессы в высшем образовании
- Инновационные подходы к организации обучения
- Особенности развития инновационного управления образованием
 

Инновационные высшие учебные заведения
Поиск

Яндекс.Метрика