|
Инновационные процессы в высшем образованииСоциально-экономические преобразования, происходящие в России, привели в движение и образовательные учреждения, в которых возникли разнообразные инновационные процессы. Инновации проявляются, во-первых, в новых формах и видах организации совместной деятельности обучающих и обучаемых. Назову некоторые из них: учебные заведения все чаще предоставляют дополнительные образовательные услуги; организуют собственное производство по выпуску товарной продукции; создают вспомогательные службы (мастерские, учебные кооперативы); оказывают услуги по договорам с предпринимателями; сдают в аренду излишние площади, орудия труда и др. Во-вторых, инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, что находит отражение в новых педагогических теориях, системах, технологиях. Говоря, к примеру, о педагогических технологиях, можно выделить пять их типов: технологии обучения, технологии воспитания, технологии общения, технологии социализации, технологии управления. Всего в современной педагогике описаны более 50 образовательных теорий, систем, технологий. Интерес к инновациям в настоящее время стал настолько тотальным, что к инновациям относят все: демократизацию и гуманизацию образования, дифференциацию и индивидуализацию обучения, деятельностный подход, творчество учителя, методологию проектирования и т. п. Только за последние десять лет по проблемам инноваций защищены почти сто диссертаций, опубликовано более тысячи статей. Инновационным процессом называется подготовка и осуществление инновационных изменений. Инновационные процессы состоят из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. Результатом инновационного процесса является инновация как реализованное использованное изменение. В течение последних лет интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития вузов. В результате в системе высшего образования складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего профессионального и поствузовского образования. Появились международные университеты, частные вузы. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, гражданской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями стали преимущественно университет и академия. В условиях, когда потребители образовательных услуг имеют более широкий выбор возможностей, образовательные учреждения, чтобы выдержать конкуренцию, обязаны планировать и эффективно проводить инновационную деятельность, овладевать новыми, динамичными функциями. Острая потребность в квалифицированных педагогических кадрах заставила вузы самостоятельно заботиться об их подготовке и повышении квалификации. Являясь субъектами рынка, образовательные учреждения вынуждены заниматься изучением потребностей своих потребителей, создавать в своей структуре подразделения, ведущие маркетинговую деятельность, налаживать длительные отношения с предприятиями на предмет обучения их персонала. Высокая потребность в получении высококачественного образования на всей территории России и за рубежом создала возможность для появления и быстрого развития центров и институтов дистанционного образования. Для того чтобы наука была задействована на участие в образовательном процессе, необходимо все бюджетные заказы на научные исследования и проектные разработки производить только через учреждения высшего профессионального образования, но сначала для эффективного решения данной задачи государству необходимо провести работу по укрупнению учреждений высшего профессионального образования путем включения в их состав образовательных организаций различного уровня, научных организаций (университетских комплексов, научно-образовательных и научно-учебно-производственных комплексов). Государству необходимо сбалансированно подходить к применению мер стимулирования. В большем количестве применять такие меры стимулирования, как формирование благоприятного климата для привлечения кадрового состава на работу в учреждения высшего профессионального образования и государственные заказы кадров. Становление инновационной системы образования представляет собой комплексный процесс, сочетающий модернизацию его дидактического, методологического уровней с качественной смысловой, мировоззренческой переориентацией образования, изменением самих схем взаимодействия субъектов образовательного процесса и их отношения к объектам и целям обучения. - Вам может пригодиться: - Инновационные высшие учебные заведения |
|