Четверг, 28.03.2024, 18:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Инновационные процессы в высшем образовании

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели в движение и образовательные учреждения, в которых возникли разнообразные инновационные процессы.

Инновации проявляются, во-первых, в новых формах и видах организации совместной деятельности обучающих и обучаемых. Назову некоторые из них: учебные заведения все чаще предоставляют дополнительные образовательные услуги; организуют собственное производство по выпуску товарной продукции; создают вспомогательные службы (мастерские, учебные кооперативы); оказывают услуги по договорам с предпринимателями; сдают в аренду излишние площади, орудия труда и др.

Во-вторых, инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, что находит отражение в новых педагогических теориях, системах, технологиях. Говоря, к примеру, о педагогических технологиях, можно выделить пять их типов: технологии обучения, технологии воспитания, технологии общения, технологии социализации, технологии управления. Всего в современной педагогике описаны более 50 образовательных теорий, систем, технологий.

Интерес к инновациям в настоящее время стал настолько тоталь­ным, что к инновациям относят все: демократизацию и гуманизацию об­разования, дифференциацию и индивидуализацию обучения, деятельностный подход, творчество учителя, методологию проектирования и т. п. Только за последние десять лет по проблемам инноваций защищены почти сто диссертаций, опубликовано более тысячи статей.

Инновационным процессом называется подготовка и осуществление инновационных изменений. Инновационные процессы состоят из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. Результатом инновационного процесса является инновация как реализованное использованное изменение.

В течение последних лет интенсивно проходят эксперименты в по­иске новых путей развития вузов. В результате в системе высшего образования складывается многоуровневая система, в ко­торую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего про­фессионального и поствузовского образования. Появились международные университеты, частные вузы. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, граждан­ской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями стали пре­имущественно университет и академия.

В условиях, когда потребители образовательных услуг имеют более широкий выбор возможностей, образовательные учреждения, чтобы выдержать конкуренцию, обязаны планировать и эффективно проводить инновационную деятельность, овладевать новыми, динамичными функ­циями. Острая потребность в квалифицированных педагогических кадрах заставила вузы самостоятельно заботиться об их подготовке и повышении квалификации.

Являясь субъектами рынка, образовательные учреждения вынуж­дены заниматься изучением потребностей своих потребителей, создавать в своей структуре подразделения, ведущие маркетинговую деятельность, налаживать длительные отношения с предприятиями на предмет обучения их персонала.

Высокая потребность в получении высококачественного об­разования на всей территории России и за рубежом создала возможность для появления и быстрого развития центров и институтов дистанционно­го образования.

Для того чтобы наука была задействована на участие в образовательном процессе, необходимо все бюджетные заказы на научные исследования и проектные разработки производить только через учреждения высшего профессионального образования, но сначала для эффективного решения данной задачи государству необходимо провести работу по укрупнению учреждений высшего профессионального образования путем включения в их состав образовательных организаций различного уровня, научных организаций (университетских комплексов, научно-образовательных и научно-учебно-производственных комплексов).

Государству необходимо сбалансированно подходить к применению мер стимулирования. В большем количестве применять такие меры стимулирования, как формирование благоприятного климата для привлечения кадрового состава на работу в учреждения высшего профессионального образования и государственные заказы кадров.

Становление инновационной системы образования представляет собой комплексный процесс, сочетающий модернизацию его дидактического, методологического уровней с качественной смысловой, мировоззренческой переориентацией образования, изменением самих схем взаимодействия субъектов образовательного процесса и их отноше­ния к объектам и целям обучения.

- Вам может пригодиться:

- Инновационные высшие учебные заведения
- Управление инновационной деятельностью ВУЗа
- Государственное стимулирование инновационной деятельности ВУЗа

Инновационные процессы в высшем образовании
Поиск