Суббота, 27.04.2024, 03:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Управление инновационной деятельностью ВУЗа

Внедрение инноваций в образовательную практику реализуется при соблюдении следующих условий:

- перевод (преобразование) сущности инновации в общепринятый в педагогическом сообществе язык;

- психологическая перестройка традиционного профессионального мышления педагогов;

- технологическое и методическое обеспечение внедрения инноваций в индивидуальной и коллективной педагогической работе;

- профилактика трансакционных издержек инновационных преобра­зований.

Для обеспечения этих условий в структуре предложенной модели инс-титуциализации инновационного образовательного пространства создана система оценки качества педагогических инноваций, в которую входят сле­дующие обязательные элементы:

- положение о регистрации педагогических инноваций как норматив­но-правовая основа системы;

- система критериев охраноспособности педагогических инноваций как отражение актуальных требований, предъявляемых к педагогическим инновациям обществом;

- экспертиза качества педагогических инноваций, их регистрации и правового регулирования в сфере их использования, функционирующая на основе Положения о регистрации и Положения об экспертизе педагоги­ческих инноваций;

- система информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности, реализующая функцию коммуникации всех компонентов системы оценки качества педагогических инноваций.

В настоящее время в Российской Федерации принимаются меры по совершенствованию управления экономикой учреждений высшего профессионального образования, по переходу российских учреждений на современные эффективные механизмы управления своей экономикой. Причиной этому служит естественная заинтересованность государства в том, чтобы выделенные при финансировании государством средства использовались эффективно, что позволит как сократить расходы на высшее образование, так и повысить качество образовательных услуг.

Для стимулирования перехода российских учреждений высшего профессионального образования на современные эффективные механизмы управления своей экономикой в целях повышения международной конкурентоспособности отечественной системы высшего образования необходимо внедрять современные и эффективные механизмы управления учреждениями высшего профессионального образования. И прежде всего государство должно создать условия для осуществления многоканального финансирования, а оно в свою очередь поможет учреждению высшего профессионального образования решать самостоятельно финансовые вопросы, повысить и качество образования, поднять уровень науки, обеспечить государство нужными квалифицированными кадрами, сделать учреждение более конкурентоспособным на международном рынке.

Основными элементами механизма управления экономикой учреждения высшего профессионального образования являются: цели, принципы управления, концепции управления, миссия и философия учреждения, закономерности и методы управления, персонал, структура и регламент управления, техника и технология управления, управленческое решение. Все эти элементы в совокупности своей создают механизм управления экономикой учреждения высшего профессионального образования.

Успешное функционирование и развитие учреждения высшего профессионального образования зависит от наличия именно эффективного механизма управления своей экономикой, позволяющего, с одной стороны, обеспечить достаточное и постоянное финансирование, с другой – гарантировать эффективное использование ресурсов, в первую очередь финансовых.

Эффективный механизм управления экономикой российского учреждения высшего профессионального образования, опирающейся на современные принципы управления развитием таких учреждений, должен обеспечить адаптацию учреждения к новым экономическим и социальным условиям, определение стратегических ориентиров развития на перспективу. Успешность этого процесса определяется многими факторами, важное место среди которых занимают наличие информации об инновационном управленческом опыте, владение современными технологиями управления, наличие команды подготовленных и заинтересованных менеджеров образования, а также возможность опереться на профессиональную консалтинговую поддержку.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач.

1. Внедрение стратегического менеджмента в управленческую практику российских учреждений высшего профессионального образования.

2. Включение сообщества учреждений высшего профессионального образования в принятие стратегических решений в университетах.

3. Содействие комплексному развитию университетов, укреплению их экономики.

4. Мобилизация и интеграция внутренних интеллектуальных, материально-технических, творческих ресурсов развития учреждений высшего профессионального образования.

5. Укрепление взаимодействия между учреждениями высшего профессионального образования на региональном, межрегиональном уровне.

6. Создание механизмов привлечения внешних финансовых, материальных и гуманитарных ресурсов для развития учреждений высшего профессионального образования.

7. Формирование привлекательного имиджа учреждений высшего профессионального образования и благоприятного инвестиционного климата для бизнес-окружения.

С 2003 года наступил этап профессионализации управления экономикой учреждений высшего профессионального образования. В отличие от первого этапа, когда переход к элементарным принципам функционирования в условиях рыночной экономики был стержневой задачей адаптации российских университетов, на данном, втором этапе такой задачей стала модернизация системы отечественного высшего образования в целях его соответствия требованиям общемировой тенденции перехода к экономике знаний. Полезно разделять необходимое и достаточное условия такой модернизации. Ее необходимым условием является создание реальной конкурентной среды в этой отрасли национальной экономики, для чего государству и обществу в целом следует пойти на масштабные и глубокие институциональные изменения в сфере образования. Однако самые разумные и решительные подобные меры государства, а также культивирование им характерных для ведущих стран современного мира продуктивных взаимоотношений общества, бизнеса и университетов нуждаются в дополнении их работой по созданию субъектами конкуренции в данной отрасли собственных отличительных конкурентных преимуществ. Поэтому в качестве своего рода достаточного условия названной модернизации является то, что российским университетам, стремящимся к эффективному соответствию условиям рыночного соперничества в постоянно усложняющемся современном мире, неизбежно придется научиться самостоятельно принимать принципиальные решения о своем стратегическом развитии.

Данный этап отличается тенденцией к становлению моделей управления российскими университетами, типичных для стратегий и структур их аналогов в странах с развитой рыночной экономикой, причем с учетом ее особенностей в условиях информационной эпохи. Это предполагает наличие специально разработанных стратегий развития и соответствующих им организационных структур. Государство помогает учреждениям высшего профессионального образования разработать стратегии путем создания концепции модернизации российского образования, в которой изложены основные принципы образовательной политики в России. Однако задача профессионализации управления российскими университетами усложняется тем, что помимо ее общего решения им необходимо (в контексте вопроса о конкурентоспособности страны в XXI веке) быстро осваивать также концепции и умения университетского менеджмента, специфические для современного мирового рынка образовательных услуг.

Нынешний университетский менеджмент имеет свои модели управления экономикой учреждений высшего профессионального образования.

1. Оперативное управление.

Характеризуется отсутствием регламентов, решение вопросов по мере поступления, часты авралы и конфликты.

2. Регламентное управление.

Характерными чертами его можно назвать наличие регламентов, стандартов, реализацию стратегии.

3. Стратегическое управление.

Несмотря на значительное многообразие определений стратегического управления, его суть состоит в определении природы и механизмов создания устойчивых конкурентных преимуществ организации.

4. Факторы управления экономикой, сопоставимые с мировыми стандартами. К таковым относятся:

- стратегии развития как «предпринимательских университетов»;

- профессионализация кадрового обеспечения большинства управленческих задач;

- приоритет внешних критериев оценки деятельности университетов;

- многоканальное финансирование.

Как видно из перечисленного, структурные подходы вытекают из исходного понимания университета как предпринимательского, то есть из стратегического выбора им конкретной модели функционирования и развития.

- Вам может пригодиться:

- Инновационные подходы к организации обучения
- Особенности развития инновационного управления образованием
- Государственное стимулирование инновационной деятельности ВУЗа

Управление инновационной деятельностью ВУЗа
Поиск