Четверг, 18.04.2024, 18:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Инновационные подходы к организации обучения

Особенностью инновационного обучения является изменение функций знаний, которые осваиваются в вузе, и способов организации их усвоения. Знание, став третьей социальной силой (после денег и власти), даст человеку возможность занять место в современной культуре и цивилизации лишь, когда оно представлено в духе современного информатизированного общества как системное, междисциплинарное, обобщенное. Процесс его усвоения перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой учебной деятельности как продуктивный творческий процесс.

В условиях решения новых проблем (интеграция, индивидуализация, информатизация и др.) все явственней наблюдается переход от дисциплинарно ориентированной системы обучения к проектно-созидательной. Основой учебного процесса становятся усвоение, как знаний, так и способов самого усвоения, развитие индивидуальных способностей обучаемых. Этот подход отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки ради навыков, и умения ради умений.

Проективность образования (работа над проектами) является общей формой реализации умений планирования, прогнозирования, созидания, обоснования и объяснения, исполнения и оформления.

В настоящее время в России, как и в других странах, ведется разработка интегрированной проектно-созидательной модели обучения в высшей школе. В ней отсутствуют дискретные учебные дисциплины. Логика образовательного процесса базируется на идее познания окружающего мира в контексте его «сотворения»: проектирования, моделирования, конструирования, исследования и всесторонней оценки результатов завершенного проекта как с точки зрения его качественного и количественного уровня, так и с точки зрения «вживания в окружающий мир». Предполагается, что в работе над проектом могут участвовать преподаватели различных дисциплин, а предметные знания интегрируются за счет общих объектов изучения. Предусматривается компьютерная, или умозрительная, реализация отдельных проектов. Содержание обучения разбивается на отдельные проекты. В новой системе знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития индивидуальности обучаемого.

При этом наряду с заучиванием определенного минимума знаний выделяется созидательное начало всякого познания. К этой цели позволяет приблизиться проектно-созидательный подход. В этом случае на первое место выдвигаются процессы и объекты: процессы проектирования, моделирования, конструирования и исследования объектов целостного мира, поиск взаимосвязей между ними.

Здесь готовое знание сосуществует наряду со знанием, синтезированным самим студентом. В этом случае меняется само понятие образования: образование понимается как построение образа окружающего мира.

Универсальным компонентом процесса обучения становится не заучивание текста, не выполнение учебных заданий, а познание в процессе реализации проекта. Оно направлено, прежде всего, на восприятие и осознание реального окружающего мира. Традиционно понимаемое овладение учебным материалом отходит на второй план. Вместо фактических сведений, понятий, теорий и законов предметом познания становится целостный реальный окружающий мир, а результатом процесса познания – его сотворение в рамках учебных проектов.

В традиционной системе обучения форма, как правило, дидактическая: обучение осуществляется на специально препарированных и схематизированных учебных материалах и практических заданиях. В новых моделях обучение осуществляется на реальных и псевдореальных объектах, проектируемых, моделируемых, конструируемых и исследуемых в специальных компьютерных средах (мультимедиа), постепенно стирающих грань между реальным и компьютерным миром. При этом изменяется структура учебного материала. В традиционном обучении она формальна – предопределена логикой соответствующей науки, которая представлена в способе развертывания системы понятий. В проектно-созидательной модели связи в учебном материале устанавливаются в соответствии с принципами иерархии материального мира, логики и здравого смысла, то есть развертывание системы понятий происходит в динамике проектной деятельности. В этом случае процесс обучения имеет совсем иную структуру: проектирование, моделирование, конструирование и исследование.

Реально учебный процесс осуществляется следующим образом. Преподаватель вместе со студентом (или небольшой группой студентов) обсуждает задание проекта: ставится цель, задачи и проблема, которую необходимо решить студенту. Получив проект, студент приступает к этапу проектирования: изучению сущности вопроса, анализу теоретических положений и эмпирических фактов и разработке гипотезы. Затем идет этап моделирования: построение мысленной модели процесса обучения, отдельного урока или внеклассного занятия, при необходимости схематически моделируются психические или личностные качества учащихся, которые намечаются к исследованию и формированию (определяются их сущностные признаки, структура, уровни и т.п.), выявляется структура учебной деятельности студентов, ее особенности в зависимости от возраста и пр. Далее следует этап конструирования: разработка номенклатуры целей, отбор и структурирование педагогических средств (содержание учебного материала, форм и методов обучения и др.), обоснование проектируемой педагогической системы или технологии. Заканчивается выполнение проекта этапом эмпирического исследования: осуществляется разработка эксперимента и других исследовательских форм и процедур, получением эмпирических данных и оценкой и интерпретацией результатов исследования.

При такой логике учебного процесса студент вместе с преподавателем как бы «творит мир». Помимо принятой в традиционной системе обучения логической схемы анализа окружающего мира добавляется схема синтеза, реализуемая в различных формах: от простого исполнения репродуктивных, частично поисковых заданий преподавателя до самостоятельного выполнения исследовательского проекта.

При этом меняется роль преподавателя: он перестает быть единоличным хранителем истины и знаний. На его долю выпадает роль руководителя проекта и коллеги. На смену авторитарной педагогике приходит педагогика сотрудничества: основной акцент делается на организацию активных видов учебной деятельности; преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию; учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его развитие индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей.

Современный подход к педагогической практике основан на реализации идей гуманизации и гуманитаризации, когда целью и смыслом учебного процесса является развитие и саморазвитие индивидуальности, самоактуализация личности студента. Такой подход осуществляется не через обучение предписанным знаниям, умениям и навыкам, а в процессе учебной деятельности, ядром которой является развитие и саморазвитие индивидуальных способностей каждого.

Учебную деятельность студентов необходимо организовать как процесс решения научно-практических проблем (выполнения проектов), позволяющих каждому студенту осуществлять саморазвитие, самопознание, рефлексию, личностно-деятельностную самореализацию. При таком подходе в педагогической практике университета основным субъектом является студент. Студент перестает быть накопителем знаний (а преподаватель – их транслятором) с нормированными реакциями: представить данные об учащихся, провести и проанализировать столько-то уроков и внеклассных мероприятий. Ключевым становится решение студентом педагогических проблем в университетских условиях, так как главное – сам студент, изменения в его опыте, формирование его профессиональной компетенции.

Переход от традиционной модели обучения к инновационной в силу целого ряда обстоятельств протекает медленно через разрешение противоречий и проблем, которые возможно решить при гуманистическом подходе. Перечислю эти проблемы:

- слабая взаимосвязь между теоретической подготовкой студентов и их деятельностью в период практики;

- недостаточная связь между учебной деятельностью студентов в процессе практики и учебно-исследовательской и научно-исследовательской их работой;

- неиспользование потенциала практики для развития творческих способностей студентов, проявления и развития их индивидуальности;

- несогласованность действий методистов, преподавателей, психологов, организаторов практики;

- отсутствие единых требований к содержанию и объему работы, выполняемой студентами, критериев оценки результатов деятельности практикантов.

- Вам может пригодиться:

- Инновационные процессы в высшем образовании
- Инновационные высшие учебные заведения
- Особенности развития инновационного управления образованием

Инновационные подходы к организации обучения
Поиск