Воскресенье, 23.07.2017, 23:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Особенности развития инновационного управления образованием

Под управлением инновационной деятельностью вуза понимается совокупность управленческих действий администрации высшего учебного заведения, направлен­ная на:

1. Обучение:

а) специалистов, ориентированных на развитие инно­вационной деятельности предприятий и отраслей;

б) научных кадров для инновационных структур.

2. Создание, восприятие, оценку, освоение и при­менение инноваций в образовательном процессе;

3. Участие вуза в инновационной деятельности отрас­ли:

а) использование своей лабораторно-исследовательской базы для проведения научных исследований и разработок:

– профессорско-преподавательским составом;

– интегрированными структурами;

б) генерирование научных идей, которые реализуются в инновационном цикле;

в) оказание инновационным предприятиям консуль­тационных услуг и проведение экспертиз.

Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, вы­сшее учебное заведение должно включать в свои образовательные программы результаты инновационной деятельности отрасли. Стандарты обучения выстраиваются с позиций повышения инновационной активности предприятий. Сотрудничество вуза и инноваци­онных фирм в рамках образовательных программ позволяет подготовить специалиста с качественно новым инновационным мышлением. На сегодняшний день инновационное образование стало таким же нужным, как, например, компьютерная подготовка или свободное владение иностранными языками специалистами всех отраслей экономики, производства, государственного управления.

Каждое конкурентоспособное на рынке образовательных услуг высшее учебное за­ведение разрабатывает, внедряет и использует в своей работе инновации образовательной сферы. Инновационная деятельность современного высшего учебного заведения пред­ставляет собой нововведение методического обеспечения учебного процесса (создание методической литературы, издание электронных учебников), нововведение технологии процесса обучения (дистанционное обучение, обучение в Интернет-классах, обучение совместно с разработчиками инновационных технологий), оказание инновационных образовательных услуг.

Наиболее интересным является вопрос участия вуза в инновационной деятельности отрасли, так как это направление инновационной деятельности является более привлекательным для изыскания внебюджетных источников финансирования деятельности высшего учебного заведения.

В настоящее время можно утверждать, что в системе образования имеются ведущие звенья, определяющие характер и направленность обу­чения. Это – государственные и негосударственные вузы, многочисленные школы бизнеса, центры подготовки и переподготовки специалистов и т. д. Расширяется система послевузовского образования. Среди них можно выделить учебные заведения, обладающие хорошей материаль­ной базой и опытом организации учебного процесса, созданные, как правило, при круп­ных вузах или с участием солидных зарубежных партнеров.

За­метным стало и стремление к интеграции учебных организаций в области управления и предпринимательства (Ассоциация поствузовского образования, Ассоциация школ меж­дународного бизнеса и Ассамблея школ бизнеса). Определенную роль играют различные международные проекты и программы по подготовке и повышению квалификации пред­принимательских кадров.

Приведу существующую в России систематизацию деятельности ряда ведущих учреждений высшего образования и образовательных про­грамм.

1. По широте спектра и глубине образовательных программ. С учетом различий в уровне образования потребителей используются программы, предусматривающие как наличие, так и отсутствие базового образования. Наряду с краткосрочными курсами и семинарами, направленными на по­вышение квалификации и углубление знаний в определенной области де­ятельности, существуют программы, рассчитанные на длительный срок, дающие основательные знания и позволяющие получить диплом о высшем образовании или магистерское звание.

2. По ориентации на клиента. Социальная неоднородность потребите­лей учитывается в программах, имеющих определенную специализацию. Такими, в частности, являются программы, ориентированные на государственные органы власти различных уровней, мелких предпринимате­лей, начинающих бизнесменов и т. д. Каждая программа предусматривает наличие специфических методов отбора и формирования необходимого перечня способностей. Учитывается также так называемый непрофессио­нальный спрос у отдельных групп потребителей и существует ориентация на развитие потребностей.

3. По качеству обучения. Деятельность вузов существенно различает­ся по этой ведущей характеристике их продукции. Учитывая, что в целом система оценки и контроля качества российского образования находится в стадии становления, используются различные способы определения ка­чества (наличие лицензии, прохождение государственной аттестации, оп­ределение рейтинга учебного заведения на основании ряда параметров, та­ких, как: ассортимент и содержание общих программ, продолжительность и содержание специализированных программ, методическое обеспечение учебного процесса, привлечение специалистов-практиков к проведению занятий и др.).

4. По форме собственности. Среди образовательных учреждений су­ществуют государственные и негосударственные. И те и другие в настоя­щее время осуществляют подготовку по программам, адаптированным к требованиям рыночной экономики.

Отечественными учеными (Ю.К. Васильев, В.А. Поляков, И.А. Сасова и др.) разработана концепция непрерывного образования, центральной идеей которой является постоянное развитие человека как субъекта де­ятельности на всем протяжении его жизни, освоение им новых эконо­мических реалий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности. Ученые рассматривают экономическую подготовку в качестве «стартовой площадки» для будущей жизнедеятельности, что доказано в ряде исследо­ваний. Кроме того, в современных условиях необходима интеграция эколо­гического, экономического и технологического образования.

Скорость и все большее использование новых информационных и телекоммуникационных технологий привели к внедрению дистанционных форм в обучении и появлению нового вида менеджмента в связи с появ­лением «электронного бизнеса».

Велико содействие мирового сообщества в становлении российской модели обучения. Проекты и программы, внедряемые в России, позволили на основе переосмысленных зарубежных достижений создать новые учеб­ные заведения, программы и курсы; тысячи преподавателей и хозяйствен­ных руководителей прошли переподготовку и обучились новым методам преподавания, прошли стажировки в зарубежных компаниях, где ознако­мились с современной управленческой практикой.

Вместе с тем рост числа обучаемых, с одной стороны, не может удов­летворить потребности российского рынка и российской экономики в высокопрофессиональных кадрах, которых, по оценкам Минобразования Российской Федерации, требуется не менее 1,5 миллиона в год. С другой стороны, качество предлагаемых программ профессиональной подготовки новых специалистов не всегда соответствует ожиданиям заказчиков, а так­же их возможности оплатить обучение.

Быстрые изменения в обществе, приход западных корпораций на рос­сийский рынок, создание совместных предприятий требуют постоянного отслеживания образовательными организациями потребности в новых идеях, концепциях и средствах их реализации. Это стимулирует исследова­тельскую деятельность и создание новых программ и технологий обучения, замену устаревших программ.

Важную роль в повышении качества образования, освоении современных методов обучения, в приближении российского образования к международным стандартам играют вновь созданные образовательные уч­реждения, работающие в партнерских отношениях с известными школами бизнеса Запада. Многие из них работают на уровне двух стандартов с вы­дачей документов как российского государственного образца, так и вуза-партнера.

Как известно, достижение качества образования строится на прин­ципах следования запросам рынка и учета современных технологических тенденций. Инновационная деятельность образовательных организаций в этой связи представляет процесс преобразования содержания обучения и его организационно-технологических основ, направленный на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образователь­ных учреждений и их выпускников, обеспечение личностного и професси­онального развития обучающихся.

Образовательные учреждения сами являются субъектами молодого, динамично развивающегося рынка образования и в силу этого сталкива­ются с проблемами, присущими данному рынку. В этой связи первосте­пенное значение имеет способность образовательных организаций опера­тивно и гибко реагировать на запросы общества, учитывая тенденции его развития.

Так, развитие коммуникативных и компьютерных технологий открывает перед образовательными учреждениями огромные возможности для ус­тановления новых форм сотрудничества – от уровня студента до уровня учреждения – через электронные средства общения, которые радикально изменяют как возможности доступа к образованию, так и сам образова­тельный процесс. Появляется возможность выйти на новые уровни мно­гостороннего сотрудничества между организациями и государствами для обеспечения доступа к профессиональному образованию, используя для этого существующие и новые глобальные сети. Обучение через Интернет находит все большее число сторонников.

Первым шагом на этом пути было простое помещение существующих учебных материалов в Интернет без какой-либо адаптации (первое поколение порталов). Эта ин­новация не способствовала повышению мотивации обучающихся, но дала толчок к раз­витию этого направления. Второе поколение порталов подразумевает предварительную оценку уровня слушателя, адаптацию программы к выявленному уровню и, наконец, развитие информационных технологий вызывает изменения не толь­ко в характере учебных программ, но и в методике преподавания.

Согласно модели Туринской группы стратегию развития университетов можно анализировать по трем направлениям:

- инфраструктура: наличие компьютеров, сетей и программного обеспечения для пользования профессорско-преподавательскому составу, студентам, персоналу и т. п.;

- методика преподавания: применение новых моделей, методов преподавания и т. п.;

- интеграция: внедрение телематики в процессе обучения.

В условиях ограниченного финансирования или работы на условиях самоокупаемости образовательным учреждениям приходится искать новые формы сотрудничества и взаимодействия. Уже появились и успешно действуют виртуальные университеты, открытые об­разовательные консорциумы.

Эти тенденции вынуждают образовательные учреждения делать ак­цент в своей деятельности на программы, ориентированные на внедрение модульных схем обучения, возможности предоставления гибких программ как по срокам обучения, технологии, так и по содержанию.

Глобализация мировой экономики приводит к необходимости интернационализации учебных программ. Появляются возможности установле­ния партнерских отношений в сфере научных исследований и осуществле­ния образовательной практики с учебными заведениями по всему миру.

Конкуренция образовательных учреждений на рынке образования становится более жесткой. Развитие телекоммуникаций и создание вир­туальных университетов, распространение системы открытого дистанци­онного образования разрушают географическую гегемонию региональных вузов. Обучающиеся имеют возможность выбирать образовательное уч­реждение, основываясь в большей степени на сути предложения, удобства и цене, а не по географическому признаку.

Являясь субъектами рынка, образовательные учреждения вынуж­дены заниматься изучением потребностей своих потребителей, создавать в своей структуре подразделения, ведущие маркетинговую деятельность, налаживать длительные отношения с предприятиями на предмет обучения их персонала.

Одной из стратегических целей образовательной политики является переход к устойчивому инновационному развитию всей системы образо­вания; создание сети развивающегося инновационного образовательного пространства. Одним из механизмов решения этой проблемы может стать создание сетевой системы образовательных инноваций. Ее институциональные характеристики:

- нормативно-правовая регуляция инновационной деятельности и обеспечение охраноспособности (авторства) инновации;

- экспертиза качества образовательной инновации;

- регистрация педагогических инноваций;

- технологическое и методическое обеспечение реализации иннова­ций в педагогической деятельности;

- распространение инноваций и оценка полученного эффекта (резуль­тата) от инноваций.

К функциям сети образовательных инноваций относятся:

- организация работы с образовательными инициативами и повыше­ние квалификации педагогов-инноваторов;

- информирование педагогической общественности о реализуемых инновационных проектах в области, регионе, стране;

- консультирование по оформлению и регистрации инновационных проектов и инновационных образовательных площадок и учреждений;

- научно-организационное сопровождение педагогических, иннова­ций;

- определение возможных трансактных издержек при распростране­нии (внедрении) инноваций и преодоление оппортунистического поведе­ния части педагогов;

- подготовка педагогов-инноваторов и развитие их творческого и ин­новационного потенциала.

- Вам может пригодиться:

- Инновационные процессы в высшем образовании
- Инновационные высшие учебные заведения
- Инновационные подходы к организации обучения
- Управление инновационной деятельностью ВУЗа

Особенности развития инновационного управления образованием
Поиск

Яндекс.Метрика