Суббота, 27.07.2024, 07:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Понятие инновации и инновационного процесса

Термин «инновация» стал активно использоваться в России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. Для уточнения понятия «инновации» приведу с различные взгляды на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений инноваций. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение».

Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одного вуза, одного преподавателя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время.

Суть инновационного образования состоит в том, что оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые пос­тоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющи­ми затем – по мере необходимости – при­обретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.

Главный признак инновации: положительные социальные и (или) эко­номические изменения, которые возникают в работе образовательных учреждений в результате специально организованной инновационной деятельности. Таким образом, недостаточно высказать только идею или раз­работать новый подход. Важно реализовать этот подход в образовательных учреждениях применительно к новым социальным услугам, методикам, технологиям, техническим средствам обучения. По сути, речь идет о внед­рении новшества в практику и определении его социально-экономическо­го эффекта. Использование этого критерия резко ограничивает число ин­новаций, многие из которых не являются таковыми, хотя достаточно новы, интересны и оригинальны.

Социально-экономический эффект инновационной деятельности проявляется в различных формах: в повышении уровня образования, куль­туры, профессиональной подготовки молодежи, в устранении негативных явлений (второгодничество, правонарушения), в рационализации умствен­ного и физического труда, в формировании полезных навыков и привычек, в рациональном размещении сети образовательных учреждений, сокраще­нии сроков обучения, повышении квалификации преподавателей и т. д.

Инновацию нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны научно-техническая новизна, применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

- Вам может пригодиться:

- Инновационные процессы в высшем образовании
- Особенности развития инновационного управления образованием
- Государственное стимулирование инновационной деятельности ВУЗа

Понятие инновации и инновационного процесса
Поиск