|
Практика применения сказкотерапии на логопедических занятияхОрганизационно-сюжетная основа занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей. Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют: - развитию всех компонентов речи; - формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза; - развитию познавательных процессов; - развитию творческих способностей детей; - воспитанию нравственно-эстетических чувств. Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного. Этапы работы над коррекционным проектом: 1. Выявление проблемы. 2. Организация работы над проектом. 3. Практическая деятельность по решению проблемы. 4. Продуктивная деятельность. 5. Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта. 1. Выявление проблемы Цели: - Формировать способность понимать поведение героев сказок, сопереживать им. - Развивать индивидуальные литературные предпочтения. - Формировать способность к восстановлению цепи событий в сказках. Формы работы: - увлекательное путешествие в мир сказок (логопедические занятия по развитию связной речи на основе сказок и рассказов); - чтение сказок; - выставка книг «Любимые сказки». 2. Организация работы над проектом Задачи: - Сотрудничество детей и взрослых по выбору сказки и нахождение в ней нравственного начала. - Создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка. - Развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления. Формы работы: - подбор афоризмов, пословиц для презентации сказки; - рисование иллюстраций к сказкам. 3. Практическая деятельность по решению проблемы Задачи: - Совершенствование лексико-грамматических средств языка (однокоренные слова, синонимы, антонимы). - Развитие диалогической и монологической речи. - Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. - Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Формы работы: - изготовление совместно со взрослыми «макета своей странички» книги; - предварительная презентация сказки. 4. Продуктивная деятельность Формы презентации сказки: - совместный пересказ ребенка и родителей; - пересказ по собственным рисункам; - пересказ по ролям; - игра-драматизация; - инсценировка сказки. Формы работы: - презентация сказки; - выставка книг «Любимые сказки»; - выставка рисунков «Сказки учат жить правильно»; - изготовление поделок для презентации сказок. 5. Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта - Создание книги «Сказки о главном». - Фото-видеосъемки. - Театрализованные представления для родителей и детей: «Сказка о ленивом зайце», «Кошки-мышки», «Домик для птиц», «Колобок», «Заюшкина избушка» и др. - Применение диагностического инструментария. - Анкетирование родителей. - Детско-родительские гостиные. Проект, безусловно, будет способствовать: - привитию любви к людям и природе; - расширению словарного запаса; - формированию связного высказывания; - социально-эмоциональному развитию; - включению родителей в коррекционно-педагогический процесс в условиях логопедической группы. Ещё на тему: |
|