|
Развитие дошкольников средствами сказкотерапииТермин терапия означает область медицины, изучающей внутренние болезни. Психотерапия - это психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. То есть психотерапия пытается повлиять на функционирование нервной системы в процессе взаимодействия больного с врачом или с группой лиц, страдающих сходным расстройством. В данном случае понятие «терапия», а точнее «сказкотерапия» употребляется в несколько ином контексте: не клиническом, а общепсихологическом социальном понимании терапии. Здесь имеется в виду психологическое воздействие различными методами сказки на развитие познавательных процессов детей, так как методы психического воздействия: слово, поступки, обстановка и т.д. могут использоваться и в педагогике. Время появления основных сказочных сюжетов не установимо. В масштабах человеческой культуры - очень давно. Они передаются от старшего поколения младшему в виде пакета с основными зафиксированными сюжетами. Могут служить матрицами и практически наверняка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев. Большинство основных сюжетов имеют несколько (обычно много) вариантов, из которых в данной местности или стране принят только один. Соответственно каждый конкретный ребенок узнает, как правило, один вариант сюжета. Сказкотерапия - самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку, способы решения конкретной проблемы. Но это только один из возможных путей ее использования. Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать и читать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Поэтому сказки можно использовать на всех занятиях. Например, на занятии по развитию речи они применяются для составления достаточно длинного распространенного предложения. Также дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Почти ни одна серьезная психологическая школа не прошла мимо того, чтобы дать свой способ анализа и понимания сказок. Один из самых простых подходов - поведенческий или бихевиоральный - велит относиться к сказкам как к описанию возможных форм поведения. Чисто прагматически сказки могут объяснять ребенку - Что будет, если... - Сказочный посыл тут оказывается абсолютно реалистичным. Принцип из - «Репки»: не получается - пробуй еще раз, привлекая любые доступные ресурсы. Из - «Колобка»: как далеко можно отойти от мамы. На шаг - ничего, на два - спокойно, на три - нормально, на четыре - съедят. Из девочки в услужении у Морозко: надо слушаться. И так далее. Трансактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Иными словами, каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, вернее - определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жизненного сценария. Хитрая лиса, глупый волк и удачливый заяц могут быть описанием обычной семьи из мамы, папы и сына. Другой очень плодотворный подход рассматривает героев сказки как субличности, части «я» одного человека. Это в основном является точкой зрения юнгианской аналитической психологии. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс, в котором, например, принц - сознание - ищет принцессу - женское начало - и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая агрессия (дракон) и так далее. Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера часто почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки и т.п.). Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать. Сказка - не просто описание возможностей, но достаточно активное, хотя и недирективное, внушение: моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев. В этом плане можно говорить, что сказка несет в себе сообщение, послание, аналогичное недирективному постгипнотическому внушению. Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о повзрослении. Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс индивидуации. Это не вообще повзросление: это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. Вообще если говорить не о структуре, а о содержании, более близким к сказке понятие о психотерапии в аналитической психологии Юнга. Универсальность и единство сказочных образов находит соответствие в понятии архетипов. Под архетипами понимаются формы поведения, режимы функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражаются в реальных образах и действиях. Их целью является привнесение в сознание подсознательного материала и его трансформация при этом. Этот процесс развития и трансформации Юнг назвал процессом индивидуации. Сказки, хотя бы как проекции фантазии, тесно связаны с подсознанием и происходящими в нем процессами. В своей типичной структуре сказки описывают формы функционирования душевных сил и их целей. Анализ сказки, с юнгианской точки зрения, ведет к выделению, идентификации и изучению архетипических паттернов. Как выражение интрапсихических процессов, основывающееся главным образом на взаимодействии двух миров, сознания и подсознания, сказка описывает, прежде всего, процесс индивидуации. Несмотря на то, что сказкотерапия не имеет возрастных ограничений, и множество разработок адресовано взрослым, существует «миф» о том, что этот метод является «детским». Известно, что у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Если детство в этом отношение складывается у ребенка благополучно: заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали; то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный «банк» жизненных систем, то есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимодействия между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и прочее. Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с ребенком на ценностном уровне. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Ведущими идеями сказкотерапии являются: - Осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни. - Понимание причинно-следственных связей поступка и события. - Познание разных стилей мироощущения. - Осмысленное сознательное взаимодействие с окружающим миром. - Внутреннее ощущение силы и гармонии. Сказка может помочь развитию различных познавательных функций детской психики. Например, со сказкой прямо и непосредственно связана психологическая функция воображения. Не сумел ребенок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие психологическая неготовность к обучению в школе. Поэтому главная задача сказки - помочь ребенку разбудить в нем волшебника. Воображение в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых требует создания особых условий. Считается, что воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей. Это же качество лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их. Другим важным свойством воображения является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Это второе свойство воображения лежит в основе развития человеческой цивилизации. Умение переносить функции с одного предмета на другой очень тесно связанно со способностью ребенка идентифицироваться, то есть ставить себя на позицию другого, представлять себя тем или иным персонажем или даже его частью. Таким образом, воображение - это действительно умение видеть целое раньше частей и способность переносить функции с одного предмета на другой, который подобными функциями не обладает. Эти свойства воображения возникают и развиваются у человека не одновременно. Воображение появляется на арене психического развития не сразу. Как самостоятельная психическая функция оно возникает у ребенка после трех лет. Но это отнюдь не означает, что у детей до трех лет вообще нет воображения. Особенности воображения детей до трех лет прежде всего в том, что в этом возрасте оно существует внутри других психических функций. Такие моменты как активное участие ребенка в событиях, направленность на их смысл, эмоциональная окрашенность и являются фундаментом, истоками воображения. Все эти моменты ребенок как раз и может испытать, проявить через сказку. Подтверждение тому легко найти в особенностях психического развития детей, которые по каким-либо причинам были лишены такого «общения». Дети, воспитание и развитие которых не включало в себя объемной работы со сказками, выдуманными историями и волшебными персонажами, очень хорошо решают многие интеллектуальные задачи, классифицируют, имеют довольно высокий уровень познавательной деятельности, но с трудом выполняют задания на воображение. Сказка также решает множество других задач. Одной из главных является развитие моторики. Когда на «сказочных» занятиях дети получают возможность активно двигаться, рисовать, лепить, конструировать. Говоря о влиянии сказки на познавательные способности детей необходимо отметить и такой познавательный процесс как речь. Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависит от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи. Если ребенок приобретает уверенность в себе и хотя бы частично избавляется от сомнения и страхов, то в более коротки сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше. Многие упражнения, включенные в цикл сказкотерапевтических занятий, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Современная сказкотерапия «трехлика». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий). Существует пять видов сказок: художественная, дидактическая, психокоррекционная, психологическая и медитативная. Для каждой ситуации, случая либо подбирают, либо специально сочиняют соответствующие сказки. И это является темой обучения специалистов. Различные сказки «подают» ребенку под различными «соусами»: анализ сказок, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизация, рисование, игры, медитации и многое другое. Главный секрет сказкотерапии состоит в следующем: в сказкотерапии важно действие, но еще более важно последствие. Именно последствие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующей развитие ребенка. Развитие, не зависящее от психолога. Собственное развитие. Ещё на тему: |
|