Четверг, 21.09.2017, 13:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Развитие дошкольников средствами сказкотерапии

Термин терапия означает область медицины, изучающей внут­ренние болезни. Психотерапия - это психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. То есть психотерапия пытает­ся повлиять на функционирование нервной системы в процессе взаи­модействия больного с врачом или с группой лиц, страдающих сходным расстройством.

В данном случае понятие «те­рапия», а точнее «сказкотерапия» употребляется в несколько ином контексте: не клиническом, а общепсихологическом социальном по­нимании терапии. Здесь имеется в виду психологическое воздействие различными методами сказки на развитие познавательных процессов детей, так как методы психиче­ского воздействия: слово, поступки, обстановка и т.д. могут использо­ваться и в педагогике.

Время появления основных ска­зочных сюжетов не установимо. В масштабах человеческой культуры - очень давно. Они передаются от старшего поколения младшему в виде паке­та с основными зафиксированными сюжетами. Могут служить матрица­ми и практически наверняка служат источниками информации при обра­зовании основных форм поведения и жизненных сценариев. Большинство основных сюжетов имеют несколько (обычно много) вариантов, из кото­рых в данной местности или стране принят только один. Соответственно каждый конкретный ребенок узнает, как правило, один вариант сюже­та.

Сказкотерапия - самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современ­ной научной практике.

Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку, способы решения конкретной про­блемы. Но это только один из воз­можных путей ее использования. Ребенок - существо актив­ное от природы, он любит не только слушать и читать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Поэтому сказки можно использовать на всех занятиях. Например, на занятии по раз­витию речи они применяются для составления достаточно длинного распространенного предложения. Также дети могут придумы­вать красивые прилагательные для характеристики героев.

Почти ни одна серьезная психо­логическая школа не прошла мимо того, чтобы дать свой способ анали­за и понимания сказок.

Один из самых простых подхо­дов - поведенческий или бихевиоральный - велит относиться к сказкам как к описанию возможных форм по­ведения. Чисто прагматически сказки могут объяснять ребенку - Что будет, если... - Сказочный посыл тут ока­зывается абсолютно реалистичным. Принцип из - «Репки»: не получается - пробуй еще раз, привлекая любые доступные ресурсы. Из - «Колобка»: как далеко можно отойти от мамы. На шаг - ничего, на два - спокойно, на три - нормально, на четыре - съедят. Из девочки в услужении у Морозко: надо слушаться. И так далее.

Трансактный анализ обраща­ет основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Иными словами, каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, вернее - определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жиз­ненного сценария. Хитрая лиса, глупый волк и удачливый заяц могут быть описанием обычной семьи из мамы, папы и сына.

Другой очень плодотворный под­ход рассматривает героев сказки как субличности, части «я» одного чело­века. Это в основном является точкой зрения юнгианской аналитической психологии. Все, что происходит в сказке, можно представить как внут­ренний процесс, в котором, например, принц - сознание - ищет принцессу - женское начало - и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая агрессия (дракон) и так далее.

Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наве­дением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфе­ра часто почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от чело­века, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непо­нятные формулы (присказки и т.п.). Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать. Сказка - не просто описа­ние возможностей, но достаточно активное, хотя и недирективное, вну­шение: моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев. В этом плане можно говорить, что сказка несет в себе сообщение, по­слание, аналогичное недирективно­му постгипнотическому внушению.

Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит транс­формация. Некто маленький и сла­бый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно на­звать историей о повзрослении. Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс ин­дивидуации. Это не вообще повзросление: это вполне конкретная его ста­дия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвраща­ется к своей подсознательной осно­ве, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребен­ка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.

Вообще если говорить не о струк­туре, а о содержании, более близким к сказке понятие о психотерапии в аналити­ческой психологии Юнга.

Универсальность и единство сказочных образов находит соот­ветствие в понятии архетипов. Под архетипами понимаются формы по­ведения, режимы функционирова­ния душевных сил, похожие на ин­стинкты, смысл и значение которых выражаются в реальных образах и действиях. Их целью является прив­несение в сознание подсознательно­го материала и его трансформация при этом. Этот процесс развития и трансформации Юнг назвал процес­сом индивидуации.

Сказки, хотя бы как проекции фан­тазии, тесно связаны с подсознанием и происходящими в нем процессами. В своей типичной структуре сказки описывают формы функционирова­ния душевных сил и их целей. Анализ сказки, с юнгианской точки зрения, ведет к выделению, идентификации и изучению архетипических паттер­нов. Как выражение интрапсихических процессов, основывающееся главным образом на взаимодейст­вии двух миров, сознания и подсоз­нания, сказка описывает, прежде всего, процесс индивидуации.

Несмотря на то, что сказкотера­пия не имеет возрастных ограниче­ний, и множество разработок адре­совано взрослым, существует «миф» о том, что этот метод является «дет­ским».

Известно, что у детей преоблада­ет «правополушарный» тип мышле­ния. Следовательно, наиболее важ­ная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэто­му сказочные и мифологические ис­тории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Если детство в этом отношение скла­дывается у ребенка благополучно: заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные ис­тории, совместно их обсуждали; то в бессознательном маленького че­ловека формируется своеобразный «банк» жизненных систем, то есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимодейст­вия между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и прочее.

Особенностью работы в систе­ме сказкотерапии является взаимо­действие с ребенком на ценностном уровне. Психологические, культур­ные, педагогические проблемы про­рабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

- Осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собствен­ной жизни.

- Понимание причинно-следст­венных связей поступка и события.

- Познание разных стилей миро­ощущения.

- Осмысленное сознательное взаимодействие с окружающим ми­ром.

- Внутреннее ощущение силы и гармонии.

Сказка может помочь развитию различных познавательных функций детской психики. Например, со сказ­кой прямо и непосредственно связа­на психологическая функция вооб­ражения. Не сумел ребенок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают расти раз­личные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутст­вие замыслов, плохое развитие дея­тельности и, как следствие психоло­гическая неготовность к обучению в школе. Поэтому главная задача сказ­ки - помочь ребенку разбудить в нем волшебника.

Воображение в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из ко­торых требует создания особых ус­ловий.

Считается, что воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей. Это же качество лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разгова­ривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их. Другим важ­ным свойством воображения является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обла­дающий этими функциями. Это второе свойство воображения лежит в основе развития человеческой цивилизации. Умение переносить функции с одно­го предмета на другой очень тесно связанно со способностью ребенка идентифицироваться, то есть ставить себя на позицию другого, представ­лять себя тем или иным персонажем или даже его частью. Таким образом, воображение - это действительно умение видеть целое раньше частей и способность переносить функции с одного предмета на другой, который подобными функциями не обладает. Эти свойства воображения возника­ют и развиваются у человека не одно­временно. Воображение появляется на аре­не психического развития не сразу. Как самостоятельная психическая функция оно возникает у ребенка по­сле трех лет. Но это отнюдь не озна­чает, что у детей до трех лет вообще нет воображения. Особенности во­ображения детей до трех лет прежде всего в том, что в этом возрасте оно существует внутри других психиче­ских функций.

Такие моменты как активное уча­стие ребенка в событиях, направлен­ность на их смысл, эмоциональная окрашенность и являются фунда­ментом, истоками воображения. Все эти моменты ребенок как раз и мо­жет испытать, проявить через сказку. Подтверждение тому легко найти в особенностях психического развития детей, которые по каким-либо причи­нам были лишены такого «общения». Дети, воспитание и развитие кото­рых не включало в себя объемной работы со сказками, выдуманными историями и волшебными персона­жами, очень хорошо решают многие интеллектуальные задачи, класси­фицируют, имеют довольно высокий уровень познавательной деятельно­сти, но с трудом выполняют задания на воображение.

Сказка также решает множество других задач. Одной из главных яв­ляется развитие моторики. Когда на «сказочных» занятиях дети получают возможность активно двигаться, ри­совать, лепить, конструировать.

Говоря о влиянии сказки на по­знавательные способности детей необходимо отметить и такой познавательный процесс как речь.

Речь не является отдельной обо­собленной функцией. Ее правиль­ность и выразительность зависит от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над слуховым или зритель­ным вниманием, в способности де­тей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно ска­жется и на речи.

Если ребенок приобретает уверен­ность в себе и хотя бы частично из­бавляется от сомнения и страхов, то в более коротки сроки будет проис­ходить и постановка, и автоматиза­ция звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно акти­визируется его мышление, и он бу­дет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

Многие упражнения, включен­ные в цикл сказкотерапевтических занятий, требующие активного зри­тельного или слухового внимания, увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, нахо­дить адекватное телесное выраже­ние различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказ­ках этюды на выражение и проявле­ние различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизи­ровать выразительные средства об­щения: пластику, мимику и речь.

Путешествия по сказкам пробуж­дают фантазию и образное мышле­ние, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Современная сказкотерапия «трехлика». Она имеет «лик» диагно­стический (арсенал проективных ме­тодик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» про­филактический (или развивающий).

Существует пять видов сказок: ху­дожественная, дидактическая, психокоррекционная, психологическая и медитативная. Для каждой ситуации, случая либо подбирают, либо спе­циально сочиняют соответствующие сказки. И это является темой обуче­ния специалистов. Различные сказки «подают» ребенку под различными «соусами»: анализ сказок, рассказы­вание, сочинение, изготовление ку­кол, драматизация, рисование, игры, медитации и многое другое.

Главный секрет сказкотерапии состоит в следующем: в сказкотера­пии важно действие, но еще более важно последствие. Именно послед­ствие сказкотерапии является мощ­ной силой, стимулирующей развитие ребенка. Развитие, не зависящее от психолога. Собственное развитие.

Ещё на тему:
- Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
- Практика применения сказкотерапии на логопедических занятиях
- Система работы над речевым развитием детей дошкольного возраста

Развитие дошкольников средствами сказкотерапии
Поиск

Яндекс.Метрика