Пятница, 26.04.2024, 11:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Система работы над речевым развитием детей дошкольного возраста

Работа по речевому развитию детей дошкольного возраста осуществляется на логопедических занятиях.

В работу логопеда следует включить несколько видов сказок:

  • художественные: народные, авторские («Лягушка-путешественница»,  «Лев, Щука и Человек», «Снегурочка»),
  • дидактические (созданные педагогами, где одушевляются абстрактные символы),
  • психокоррекционные (созданные для мягкого влияния на поведение ребенка),
  • психотерапевтические (рассказывается о проблемах человека),
  • медитативные (созданные для накопления положительного опыта, снятия напряжения).

Эти сказки успешно «работают» на детей, имеющих проблемы, такие как: неприятие себя; неадекватная самооценка; неумение разобраться в собственных чувствах; трудности в осмыслении жизненных ценностей; агрессивные реакции; конфликты с родителями и другими детьми; безответственность; отношение к своему здоровью.

В работе со сказками придерживаются следующих этапов:

1 этап. Ритуал «вхождения» в сказку (аудиозаписи звуков природы, волшебные атрибуты: цветы, свеча, раковина, перстень, ветерок и многие другие).

2 этап. Рассказывание, чтение и сочинение сказки.

3 этап. Анализ сказки.

4 этап. Драматизация.

5 этап. Ритуал «выхода» из сказки.

6 этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).

7 этап. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта связь уже с имеющимся посредством арт - терапевтических приемов).

Для «разогрева» группы используют приемы:

Воспитатель изменял внешность, добавлял сказочную деталь, или обыгрывал любой предмет как сказочный.

«Пропуск» в сказку, который участники  получали каким - либо необычным способом (по жребию, сорвать с дерева, на нитке воздушного шара).

Призывание сказки (мелодичным пением, про себя, ласковыми словами).

Отгадывание сюжета или персонажей.

Превращение в сказку любой жизненной истории.

Сочинение сказки экспромтом.

Ритуал «входа в сказку»  и ритуал «выхода из сказки» можно проигрывать с куклой-проводником Василисой Премудрой (настрой). Таким образом, создается особая атмосфера «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

На этапе знакомства  с текстом используют такие приемы как:

  • прочитывание сказки до начала  занятия;
  • чтение сказки вслух, с паузами для обсуждения.
  • сказка читается отрывками, с тем, чтобы она раскрывалась по частям;
  • сказка прочитывается по ролям.

 Приемы, используемые для анализа сказки:

  • анализ, опираясь на вопросы, задаваемые воспитателем;
  • анализ сказки  от лица героев;
  • сказку анализирует воспитатель, а группа имеет возможность дискутировать;
  • анализ сказки начинается с рисунка, который может быть показан после чтения сказки;
  • группа создает рисунки к сказке, устраивается выставка с обсуждением.

Работая над пересказом текста используют моделирование.  Модели   позволяют детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки или рассказа и ход событий; развивают абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащают словарь, активизируют речь; воздействуют на все органы чувств.

 Формы работы:

Отгадывание сюжета и персонажей по описанию («Снегурочка, Лев, Щука и Человек).

Сочинение «Сказка про добрых великанов».

Обобщающие занятие по теме: «Там чудеса».

Игра «Цветы сказки». Отправляемся в гости к сказочному персонажу. Нужно выбрать цветок, который подходит герою сказки по образу и характеру.

Сочинение «Сказка о буквах». Превращение жизненной истории в волшебную сказку.

Сочинение сказки или рассказа «Приключение муравьишки».

Рисование на тему «Лес гномов». Передача сказочности и настроения.

Рисование на тему «Рисуем сказку». Фрагменты разных сказок, в которых описываются любимые качества характера людей.

Лепка из пластилина на тему «Лепим страну Луговой Феи». Коллективная работа.

Сочинение сказки «Путешествие в страну Здравия».

Придумать по заглавию свою сказку. С. Прокофьев «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» и т.д.

С детьми готовится выпуск альбома рисунков «Наши любимые сказки и рассказы». В работу со сказкой включаются и родители.  

В процессе чтения - поиска учащиеся  обобщаются и углубляются практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире», то есть закладывается  оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» обучение организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Комплексная работа над сказками включает:

  • разнообразие сказок по жанрам;
  • разнообразие форм и приемов работы над текстом;

организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Ещё на тему:
- Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
- Развитие дошкольников средствами сказкотерапии
- Практика применения сказкотерапии на логопедических занятиях

Система работы над речевым развитием детей дошкольного возраста
Поиск