|
Система работы над речевым развитием детей дошкольного возрастаРабота по речевому развитию детей дошкольного возраста осуществляется на логопедических занятиях. В работу логопеда следует включить несколько видов сказок:
Эти сказки успешно «работают» на детей, имеющих проблемы, такие как: неприятие себя; неадекватная самооценка; неумение разобраться в собственных чувствах; трудности в осмыслении жизненных ценностей; агрессивные реакции; конфликты с родителями и другими детьми; безответственность; отношение к своему здоровью. В работе со сказками придерживаются следующих этапов: 1 этап. Ритуал «вхождения» в сказку (аудиозаписи звуков природы, волшебные атрибуты: цветы, свеча, раковина, перстень, ветерок и многие другие). 2 этап. Рассказывание, чтение и сочинение сказки. 3 этап. Анализ сказки. 4 этап. Драматизация. 5 этап. Ритуал «выхода» из сказки. 6 этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью). 7 этап. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта связь уже с имеющимся посредством арт - терапевтических приемов). Для «разогрева» группы используют приемы: Воспитатель изменял внешность, добавлял сказочную деталь, или обыгрывал любой предмет как сказочный. «Пропуск» в сказку, который участники получали каким - либо необычным способом (по жребию, сорвать с дерева, на нитке воздушного шара). Призывание сказки (мелодичным пением, про себя, ласковыми словами). Отгадывание сюжета или персонажей. Превращение в сказку любой жизненной истории. Сочинение сказки экспромтом. Ритуал «входа в сказку» и ритуал «выхода из сказки» можно проигрывать с куклой-проводником Василисой Премудрой (настрой). Таким образом, создается особая атмосфера «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. На этапе знакомства с текстом используют такие приемы как:
Приемы, используемые для анализа сказки:
Работая над пересказом текста используют моделирование. Модели позволяют детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки или рассказа и ход событий; развивают абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащают словарь, активизируют речь; воздействуют на все органы чувств. Формы работы: Отгадывание сюжета и персонажей по описанию («Снегурочка, Лев, Щука и Человек). Сочинение «Сказка про добрых великанов». Обобщающие занятие по теме: «Там чудеса». Игра «Цветы сказки». Отправляемся в гости к сказочному персонажу. Нужно выбрать цветок, который подходит герою сказки по образу и характеру. Сочинение «Сказка о буквах». Превращение жизненной истории в волшебную сказку. Сочинение сказки или рассказа «Приключение муравьишки». Рисование на тему «Лес гномов». Передача сказочности и настроения. Рисование на тему «Рисуем сказку». Фрагменты разных сказок, в которых описываются любимые качества характера людей. Лепка из пластилина на тему «Лепим страну Луговой Феи». Коллективная работа. Сочинение сказки «Путешествие в страну Здравия». Придумать по заглавию свою сказку. С. Прокофьев «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» и т.д. С детьми готовится выпуск альбома рисунков «Наши любимые сказки и рассказы». В работу со сказкой включаются и родители. В процессе чтения - поиска учащиеся обобщаются и углубляются практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире», то есть закладывается оптимальный объем умений, таких как: 1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев; 2. Умение определить сказочное место и время действия; 3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев; 4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей; 5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам. Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» обучение организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам». Комплексная работа над сказками включает:
организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Ещё на тему: |
|