Суббота, 20.04.2024, 17:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста

У сказки есть счастливая воз­можность перелетать через пропас­ти, охватывать бесконечные про­странства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые пре­пятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишит­ся всего: и мудрости, и чувства, и справедливости, и дара воображе­ния и предвидения.

Сказка - средство приобще­ния ребенка к миру человечес­ких судеб, к истории, это «зо­лотой ключик» к изменению окружающего, его творческо­му, созидательному преобразо­ванию. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нере­альном мире, и не просто жи­вет, а активно действует в нем, перестраивая его и себя. Имен­но из этой сокровищницы он черпает сведения о реальности, которой еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться.

Сказка - самый популяр­ный вид эпического народно­го творчества. На протяжении многих веков она жила в уст­ном исполнении, передавалась из поколения в поколение. Возникнув в глубокой древно­сти, сказка в процессе быто­вания теряла одни черты и приобретала другие, включая в себя новые мотивы и обра­зы. Но всегда неизменными оставались воплощенные в сказ­ках представ­ления о добре, правде, спра­ведливости. Она стала люби­мым чтением у всех народов, так как в ней добро обязатель­но торжествует над злом, жес­токо наказываются коварство, насилие и измена, обличают­ся людские пороки и недостат­ки. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувству­ют притягательную силу сказ­ки. Однако познать мудрость самостоятельно им не всегда удается.

Как пишет А.И. Михайло­ва, «на помощь ребенку дол­жны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших де­тях чуткость к чуду превра­щения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказ­ка. Открывая дверь в мир ска­зок, вглядываясь в их героев и постигая духовно-нравствен­ные ценности, заложенные в них, мы открываем дверь во внутренний мир ребенка, даем ему возможность насладиться богатством собственной лично­сти, способностью отзываться на добро, искренность и чело­вечность. И пока душа ребен­ка откликается на волшебство гуманных чувств и поступков людей, есть надежда, что этим чувствам не только в сказке, но и в жизни не будет конца».

Живой и выразительный язык сказки изо­билует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведени­ях, кроме народных, вы не най­дете такого идеального располо­жения труднопроизносимых зву­ков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений вос­производятся маленькими слуша­телями.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке че­ловечность - эту дивную спо­собность волноваться чужим несчастьям, радоваться радос­тям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как ре­бенок чувствует себя ее актив­ным участником и всегда отож­дествляет себя с теми из ее пер­сонажей, кто борется за справед­ливость, добро, свободу».

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и содержание обучаю­щих занятий и использовать комплексно-игровой метод органи­зации фронтальных занятий. Сюжетно-тематическая организа­ция занятий более целесообразна для активизации речи, разви­тия познавательных процессов и соответствует детским психофи­зическим данным, так как в игре максимально реализуются по­тенциальные возможности детей. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции анализа и синтеза, т.е. над пониманием текста сказок и рассказов. Все это, благодаря специфике детского возраста, лег­че усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приклю­чения, игры или одной лексической темы.

Сказкотерапия - психологическое воздействие различными методами сказки на развитие познавательных процессов детей, так как методы психиче­ского воздействия: слово, поступки, обстановка и т.д. могут использо­ваться и в педагогике. Почти ни одна серьезная психо­логическая школа не прошла мимо того, чтобы дать свой способ анали­за и понимания сказок. Предмет сказкотерапии - процесс воспитания ре­бенка, развития души, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созида­тельной творческой силы. И конечно, сказкотерапия - это еще и процесс гармоничного мироощущения.

Говоря о влиянии сказки на по­знавательные способности детей необходимо отметить и такой познавательный процесс как речь. Речь не является отдельной обо­собленной функцией. Ее правиль­ность и выразительность зависит от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над слуховым или зритель­ным вниманием, в способности де­тей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно ска­жется и на речи.

Организационно-сюжетная основа занятий мо­жет быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

- развитию всех компонентов речи;

- формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

- развитию познавательных процессов;

- развитию творческих способностей детей;

- воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Ещё на тему:
- Развитие дошкольников средствами сказкотерапии
- Практика применения сказкотерапии на логопедических занятиях
- Система работы над речевым развитием детей дошкольного возраста

Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Поиск