|
Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возрастаУ сказки есть счастливая возможность перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства, и справедливости, и дара воображения и предвидения. Сказка - средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, это «золотой ключик» к изменению окружающего, его творческому, созидательному преобразованию. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, перестраивая его и себя. Именно из этой сокровищницы он черпает сведения о реальности, которой еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться. Сказка - самый популярный вид эпического народного творчества. На протяжении многих веков она жила в устном исполнении, передавалась из поколения в поколение. Возникнув в глубокой древности, сказка в процессе бытования теряла одни черты и приобретала другие, включая в себя новые мотивы и образы. Но всегда неизменными оставались воплощенные в сказках представления о добре, правде, справедливости. Она стала любимым чтением у всех народов, так как в ней добро обязательно торжествует над злом, жестоко наказываются коварство, насилие и измена, обличаются людские пороки и недостатки. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не всегда удается. Как пишет А.И. Михайлова, «на помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка. Открывая дверь в мир сказок, вглядываясь в их героев и постигая духовно-нравственные ценности, заложенные в них, мы открываем дверь во внутренний мир ребенка, даем ему возможность насладиться богатством собственной личности, способностью отзываться на добро, искренность и человечность. И пока душа ребенка откликается на волшебство гуманных чувств и поступков людей, есть надежда, что этим чувствам не только в сказке, но и в жизни не будет конца». Живой и выразительный язык сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу». Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции анализа и синтеза, т.е. над пониманием текста сказок и рассказов. Все это, благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Сказкотерапия - психологическое воздействие различными методами сказки на развитие познавательных процессов детей, так как методы психического воздействия: слово, поступки, обстановка и т.д. могут использоваться и в педагогике. Почти ни одна серьезная психологическая школа не прошла мимо того, чтобы дать свой способ анализа и понимания сказок. Предмет сказкотерапии - процесс воспитания ребенка, развития души, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. И конечно, сказкотерапия - это еще и процесс гармоничного мироощущения. Говоря о влиянии сказки на познавательные способности детей необходимо отметить и такой познавательный процесс как речь. Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависит от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи. Организационно-сюжетная основа занятий может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют: - развитию всех компонентов речи; - формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза; - развитию познавательных процессов; - развитию творческих способностей детей; - воспитанию нравственно-эстетических чувств. Ещё на тему: |
|