Четверг, 25.04.2024, 19:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Разделение судебной власти между Федерацией и землями в Германии

Разделение судебной власти между Федерацией и землями, которое соответствует федеративному устройству Германии, урегулировано в статье 92 Основного закона.

1. Федеральные суды:

  • Федеральный Конституционный суд
  • Высшие федеральные суды (статья 95 Основного закона): Федеральный Верховный суд, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный Административный суд, Федеральный суд по социальным вопросам, Федеральный Финансовый суд.
  • Прочие федеральные суды: Федеральный Патентный суд, Федеральная Дисциплинарная палата (для федеральных служащих, не являющихся судьями), Военные суды.

2. Суды земель:

Носителями судебной власти для всех прочих судов являются федеральный земли, обладающие верховной властью при создании, финансировании и определении состава суда. Однако суды земли применяют преимущественно материальное и процессуальное право Федерации.

3. Чрезвычайные и специализированные суды. Специализированные суды согласно статье 101 абз. 2 Основного закона - это постоянные суды, выделенные из системы общего правосудия по общим признакам для неопределенного количества будущих дел.

Компетенция таких судов определена в общем, абстрактно. На сегодняшний день в области уголовного судопроизводства специализированные суды не действуют. Ранее, напротив, такие суды действовали довольно часто, например, Военные суды по Положению о военных уголовных судах 1898 г., Военные суды во времена нацизма (1933/34, 1936); Конституционный суд Веймарской республики (1922-1926); Суд по делам о ростовщичестве для осуждения за экономические преступления (1919-1924).

Во времена Третьего Рейха создавалось довольно много специализированных судов, например, Высший Народный суд по политическим уголовным преступлениям, действовавший как суд первой и последней инстанции. Наряду с этим создавались так называемые специализированные суды при судах земель, компетенция которых постепенно распространилась от мелких политических дел (1933) до тяжких преступлений (1938), вытеснив суды присяжных и верховные суды земель и Суд Рейха в качестве кассационной инстанции, так как не предусматривалось обжалование приговоров, вынесенных специализированными судами. В любом случае было возможно возобновление процесса по вновь открывшимся обстоятельствам, которое могло привести к рассмотрению дела в обычном судопроизводстве.

Чрезвычайные суды - это суды, учреждаемые после совершения преступления для проведения расследования и вынесения решения по одному или нескольким конкретным или индивидуально-определенным делам либо для осуждения определенных лиц. Создание чрезвычайных судов согласно § 16 Закона о судоустройстве и ст. 101 абз. 1 предо. 1 Основного закона категорически запрещено.

Особые коллегии и палаты:

  • Судья по делам несовершеннолетних и суд шеффенов по этим делам при судах низшего звена, коллегия по уголовным делам несовершеннолетних при окружных судах, § 33 Закона об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних;
  • коллегия при окружном суде, рассматривающая дела, связанные с преступлениями против безопасности государства, § 74 а Закона о судоустройстве;
  • судебная палата по рассмотрению дел об экономических преступлениях при окружных судах, § 74 с Закона о судоустройстве.

Теперь перейдем к рассмотрению подсудности уголовных дел судам.

Предметная подсудность определяет распределение уголовных дел среди различных судов, рассматривающих дело по первой инстанции, в зависимости от вида и тяжести совершенного деяния. Предметная подсудность урегулирована в Законе о судоустройстве.

Предметная подсудность может определяться в законе абстрактно или конкретно, согласно предположению о размере наказания или в зависимости от значимости дела. В некоторых случаях закон абстрактно регулирует, что уголовные дела одной категории рассматриваются определенными судами, в других случаях решающую роль при распределении дел играет предусмотренный максимальный размер наказания.

Предметная подсудность может определяться конкретно, исходя из предполагаемого размера наказания или в зависимости от значения дела.

Какое наказание будет предположительно назначено, или какое значение имеет уголовное дело, решает прокуратура. УПК и Закон о судоустройстве содержат в действующей редакции как абстрактное, так и конкретное регулирование предметной подсудности, см., например, §§ 24, 25,74 и 76 Закона о судоустройстве.

Процессуальное право предоставляет прокуратуре в определенном объеме возможность выбора суда, в который она передает обвинительное заключение. Такая возможность предоставляется прокуратуре в следующих случаях: §§ 24 абз. 1 № 3, 74 абз. 1 предл. 2 Закона о судоустройстве: вследствие особого значения дела прокуратура может предъявить обвинение вместо суда низшего звена в окружной суд.

§ 74 а абз. 2 Закона о судоустройстве: если Генеральный прокуратур Федерации вследствие особого значения дела принимает его к своему производству, то первой инстанцией по данному делу вместо окружного суда является Верховный суд земли.

Преимущества такого регулирования подтверждаются практикой. Ни абстрактное описание составов преступлений или качества деликта, ни размер предполагаемого наказания не позволяют во всех случаях правильно отнести преступление согласно его тяжести к определенной подсудности.

Однако возникают сомнения относительно соответствия такого правила принципу правового государства. Смысл и цель правил подсудности состоит в том, чтобы для каждого преступления законным образом обеспечить определенный суд. Возможность выбора суда прокуратурой ставит под вопрос принцип «законного судьи».

По мнению Федерального Конституционного суда, такое регулирование не противоречит Основному закону, так как прокуратура должна предъявлять обвинение в окружном суде, если для этого имеются все предпосылки. Кроме того, решение прокуратуры подконтрольно окружному суду, который согласно § 209 УПК может направить дело по подсудности в суд низшего звена (Решения ФКС 9, с. 223; 22, с. 254).

Дела, каждое из которых относится к подсудности различных судов, могут быть соединены и переданы в вышестоящий суд, если существует необходимая взаимосвязь уголовных дел.

§ 3 УПК регулирует случаи наличия такой взаимосвязи:

  • Личная взаимосвязь, § 3 альтернатива 1 УПК: одному и тому же обвиняемому вменяются несколько в уголовно-процессуальном смысле самостоятельных преступлений согласно § 264 УПК.
  • Предметная взаимосвязь, § 3 альтернатива 2 УПК: расследуется дело по одному преступлению, совершенному несколькими обвиняемыми.
  • Законодательно не урегулирована так называемая комбинированная взаимосвязь. Однако эта взаимосвязь является общепризнанной и имеется в том случае, если применимы обе альтернативы § 3 УПК, например, если одному обвиняемому вменяется совершение преступления, а второму - укрывательство этого преступления.

Соединение может последовать:

  • по решению прокуратуры, при этом она сразу предъявляет публичное обвинение в вышестоящий суд, § 2 1 УПК,
  • по решению вышестоящего суда, § 4 1, 11 1 УПК.

Компетенция судов определяется посредством территориальной подсудности. Основания для этого содержатся в §§ 7 и след. УПК.

  1. Обычная подсудность.

Различают общую и специальную обычную подсудность.

Общую подсудность определяют по месту совершения преступления, § 7 УПК, месту жительства или пребывания, § 8 УПК, а так же по месту задержания, § 9 УПК.

Согласно § 7 УПК дело относится к подсудности того суда, на территории которого было совершено преступление. Местом совершения преступления является любое место, где совершены преступные действия, или где наступили либо должны были наступить преступные последствия.

Согласно § 8 1 УПК дело подсудно тому суду, на территории которого обвиняемый ко времени предъявления обвинения имеет постоянное место жительства, §§7-11 ГК. Если у обвиняемого отсутствует место жительства по смыслу УПК, то подсудность определяется по месту пребывания или по последнему месту жительства, § 8 11 УПК.

Подсудность по месту жительства относится к основной подсудности, однако, по сравнению с подсудностью по месту совершения преступления является второстепенной.

Подсудность также определяется по месту задержания преступника, § 9 УПК. Под задержанием понимается любое правомерное задержание подозреваемого согласно § 127 1, 11 УПК, которое влечет вынесение постановления об аресте.

Подсудность по месту задержания имеет равную юридическую силу с видами подсудности, определенным в §§ 7 и 8 УПК, но подчиняется им.

Специальная подсудность действуют в отношений преступлений в сфере государственной безопасности и средств массовой информации. Дела о преступлениях против государственной безопасности подсудны только Верховному суду земли или окружному суду, на территории которых находится правительство земли, §§ 120, 74 а Закона о судоустройстве.

Подсудность дел о преступлениях в области средств массовой информации определяется местом выхода печатных изданий, § 7 11 УПК.

2. Исключительная подсудность.

А. Подсудность по связи дел, § 13 УПК. Для уголовных дел, которые, согласно § 3 УПК, являются взаимосвязанными, и которые при рассмотрении в отдельности согласно § 7 и след. УПК были бы подсудны различным судам, предусмотрена подсудность того суда, который является компетентным в отношении одного из уголовных дел, § 13 УПК.

Б. Подсудность по судебному решению, § 13 а УПК. В исключительных случаях подсудность определяется судебным решением, если:

  • не определена территориальная подсудность согласно §§ 7 - 11 УПК, § 13 а УПК или
  • имеется спор о подведомственности, § 14 УПК или
  • невозможно рассмотреть дело надлежащим судом, § 15 УПК.

Так же выделяют функциональную подсудность, которая охватывает все проблемы, которые не могут быть разрешены по правилам предметной или территориальной подсудности, например, подсудность кассационного суда; разделение компетенции между судами одного звена; распределение дел внутри одного суда и так далее.

При наличии спора о предметной подсудности преимущество отдается вышестоящему суду, §§ 209, 225 а, 269, 270 УПК (Решения Федерального Верховного суда по уголовным делам (далее ФВС) 19, с. 181).

Если одно и тоже дело находится в судопроизводстве нескольких судов, то преимущество отдается тому суду, который первым приступил к судебному разбирательству (Решения ФВС 22, с. 233).

 Спор о территориальной подсудности разрешается по правилам §§ 12, 14, 19 УПК.

Спор о разделении компетенции между судами одного вида и одного звена разрешается президиумом суда (Решения ФВС 25, с. 244; 26, с. 199 и след.); в случаях не терпящих отлагательства - президентом суда или судьей, осуществляющим надзор, § 21 1 Закона о судоустройстве.

Если суды одного звена имеют равное правовое положение, то компетенцией по определению подсудности обладает вышестоящий суд. Суды по делам несовершеннолетних обладают компетенцией самостоятельно решать вопрос о подсудности дел, которые они примут к своему производству §§ 209 а № 2 а, 225 а 1 1, 270 1 1 УПК.

- Вам это пригодится:
- Уголовный процесс в Германии
- Виды уголовного производства в ФРГ
- Особенности и принципы уголовного процесса в ФРГ

 

Разделение судебной власти между Федерацией и землями в Германии
Поиск