Суббота, 27.07.2024, 06:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Стимулирование музыкально-творческой деятельности дошкольников

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей, в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, и у них есть огромное желание познавать мир. И если не поддерживать интерес детей к эстетическому освоению мира, то творческие способности постепенно угаснут или останутся нереализованными. Возможность творческой самореализации играет значительную роль в процессе становления личности ребенка.

Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида творческой деятельности. Необходимое условие музыкального творчества - накопление опыта исполнительства, первичная ориентировка в творческой деятельности. Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним относятся способность к импровизации, спонтанность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать.

 В наше время предъявляются повышенные требования к развитию творческих способностей детей, их эстетическому и музыкальному воспитанию. Ключевым направлением проекта образовательной инициативы «Наша новая школа» является поддержка талантливых детей.

Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Большинство родителей желают видеть в ребенке прежде всего творчески развитую личность. Учитывая требования государства, заказ родителей, условия среды, в которой воспитываются дошкольники, накопленный опыт, становится понятно, что тема «Формы и методы стимулирования музыкально-творческой деятельности дошкольников» является актуальной.

Теоретико-методологическую  базу исследования составили  труды отечественных и зарубежных авторов, в том числе Алпаровой Н.Н., Апраксиной О.А., Гильченок Н.Г., Гогоберидзе А.Г., Гусинского Э., Дмитриевой Л.Г., Куприяновой Л.Л., Пинкевич О.Ю., Радыновой О.П., Роот З.Я., Скопинцевой О.А., Тарасовой К.В., Турчаниновой Ю. и др.

Существует множество методик музыкально-эстетического развития ребенка, его художественных способностей. Однако при их реализации заметен ряд негативных тенденций именно в сфере музыкально-творческого развития детей. В большинстве созданных технологий воспитание гармонично развитой личности осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности, каждый из которых (пение, движение, декламация, игра на шумовых, ударных инструментах, декоративно-прикладное и изобразительное творчество) органичен для ребенка, но на практике приоритет нередко отдаётся какому-то одному виду музыкальной деятельности.

Парадоксальность многих исследований и разработок заключается в акцентировании внимания к процессу творческой деятельности и недооценке педагогической значимости ее продукта (система освоенных знаний, умений и навыков нередко замещает собой продукт музыкального творчества детей).

Деятельность - это активный процесс овладения обществен­ным опытом, достижениями культуры.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью кото­рых осуществляется музыкальное и общее развитие. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенно­сти, предполагает овладение детьми теми способами деятельно­сти, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности.

Выделенные в работе характеристики ребенка как субъекта музыкальной деятельности позволили определить цели и задачи музыкального воспитания и развития детей. Конкретизация обобщенных целей помогает более наглядно представить картину становления музыкальной деятельности в дошкольном возрасте, ориентироваться в выборе технологии организации музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Когда программные задачи решены в полном объеме, то музы­кальная активность детей проявится в следующем: они заинтересован­но слушают музыку и эмоционально реагируют на нее, узнают знако­мые песни, стремятся чисто интонировать мелодию, умеют передавать элементарную ритмичность в основных, образных и танце­вальных движениях; подыгрывать на ударных инструментах ритм зна­комых музыкальных произведений.

Основной идеей проведенного в данной работе опыта является стимулирование творческой деятельности детей дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам музыкально-творческой деятельности. Для достижения этого были выполнены следующие задачи:

- развивалось творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

- дети выражали свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- развивалась природная музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;

- дошкольники проявляли творчество в музыкально-ритмических движениях, ритмопластике, дирижировании, певческих импровизациях, игре на детских музыкальных инструментах;

- созданы предпосылки к формированию творческого мышления.

Разработанная методика вызывает интерес и поддерживает творческую активность детей благодаря интеграции видов музыкально-творческой деятельности, что даёт возможность ребёнку проявить личную заинтересованность и реализовать свой творческий потенциал. Ребёнок имеет возможность не только закрепить полученные знания, продемонстрировать весь комплекс умений, но и почувствовать собственную значимость, публично представляя плоды творческой деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в широкой практике дополнительного образования в дошкольных учреждениях, в детских музыкальных школах и общеобразовательных учреждениях, а также в преподавании методики музыкального образования.

Выдвинутая автором гипотеза, что творческое развитие дошкольников осуществляться наиболее эффективно, если: 1) разработаны принципы и методы, обеспечивающие единство процессуальной и результативной сторон музыкально-творческого процесса с учетом особенностей детей на разных этапах взросления; 2) в организации музыкальных занятий увеличить удельный вес игр-импровизаций, основанных на взаимодействии идей организационно-деятельностной игры; подтверждена на практическом опыте.

В исследовании приняли участие воспитанники младшей группы детского сада № 329 города Волгограда в возрасте 3 - 4 лет.

- Вам будет интересно:

- Методические рекомендации по организации музыкально-творческой деятельности во второй младшей группе (от трех до четырех лет)
- Опыт по стимулированию музыкально-творческой деятельности дошкольников
- Диагностика музыкальных творческих способностей детей

Стимулирование музыкально-творческой деятельности дошкольников
Поиск