Четверг, 25.04.2024, 06:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Проблемная ситуация в проблемном обучении

Центральным звеном в структуре учебного процесса в проблемном обучении явля­ется проблемная ситуация. Проблемное обучение «моделирует процесс мышления» (Т.В. Кудрявцев), поэтому первым этапом организации процесса познания является выдвижение проблемы, определяющей на­правление мыслительного поиска и стимулирование положи­тельных мотивов ее решения. Обе задачи решаются одновре­менно с помощью проблемной ситуации.

Проблемной, — отмечает А.М. Матюшкин, — называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практическо­го или... теоретического действия при расхождении (несоот­ветствии) требуемого и известного знания, способа или... действия.

Проблемная ситуация носит объективно-субъективный характер, это логическая и психологическая ситуация. Она вытекает из логики изучения учебного предмета и отражает объективные противоречия в его содержании. Но вне субъек­та мышления ­ ученика возникновение проблемной ситуации невозможно. Она составляет отношение между усвоенными и новыми для ученика знаниями и способами, предполагает включение субъекта в отношение между известным и иско­мым, которое происходит на основе его знаний, умений и мо­тивов.

Механизм включения в проблемную ситуацию состоит в возникновении у ученика познавательной потребности, на ба­зе которой появляется познавательная активность как средство ее удовлетворения и познавательный интерес как мотив этой активности.

Создание условий (наличие известного и неизвестного, между которыми можно установить определенную связь, имеющую значимость для ученика) для возникновения познавательной потребности является необходимым звеном уп­равления процессом усвоения в проблемном обучении.

 А.М. Матюшкин в психологическую структуру проблем­ной ситуации включает три компонента:

- познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности,

- неизвестное достигаемое знание или способ действия,

- интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Проблемная ситуация сопровождается состоянием напря­женности мыслительных, эмоциональных и волевых психиче­ских сторон личности ученика.

Под влиянием проблемной ситуации в его сознании воз­никает учебная проблема, подлежащая решению.

- Вам это пригодится:
- Проблемное обучение в школе
- Учебная проблема в проблемном обучении
- Структура проблемного урока
- Этапы проблемного урока
 

Проблемная ситуация в проблемном обучении
Поиск