|
Проблемная ситуация в проблемном обученииЦентральным звеном в структуре учебного процесса в проблемном обучении является проблемная ситуация. Проблемное обучение «моделирует процесс мышления» (Т.В. Кудрявцев), поэтому первым этапом организации процесса познания является выдвижение проблемы, определяющей направление мыслительного поиска и стимулирование положительных мотивов ее решения. Обе задачи решаются одновременно с помощью проблемной ситуации. Проблемной, — отмечает А.М. Матюшкин, — называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического или... теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или... действия. Проблемная ситуация носит объективно-субъективный характер, это логическая и психологическая ситуация. Она вытекает из логики изучения учебного предмета и отражает объективные противоречия в его содержании. Но вне субъекта мышления ученика возникновение проблемной ситуации невозможно. Она составляет отношение между усвоенными и новыми для ученика знаниями и способами, предполагает включение субъекта в отношение между известным и искомым, которое происходит на основе его знаний, умений и мотивов. Механизм включения в проблемную ситуацию состоит в возникновении у ученика познавательной потребности, на базе которой появляется познавательная активность как средство ее удовлетворения и познавательный интерес как мотив этой активности. Создание условий (наличие известного и неизвестного, между которыми можно установить определенную связь, имеющую значимость для ученика) для возникновения познавательной потребности является необходимым звеном управления процессом усвоения в проблемном обучении. А.М. Матюшкин в психологическую структуру проблемной ситуации включает три компонента: - познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности, - неизвестное достигаемое знание или способ действия, - интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт. Проблемная ситуация сопровождается состоянием напряженности мыслительных, эмоциональных и волевых психических сторон личности ученика. Под влиянием проблемной ситуации в его сознании возникает учебная проблема, подлежащая решению. - Вам это пригодится: |
|