|
Структура проблемного урокаВсегда ли одинакова последовательность элементов структуры проблемного урока? Нет, не всегда. Каждый из элементов дидактической структуры связан с предшествующим (усвоение может быть успешным только с опорой на имеющиеся знания, а отработка навыков - после усвоения нового). Однако в ходе урока их последовательность может быть различной в зависимости от типа и вида урока. Урок основного типа может начаться не с актуализации, а с введения нового понятия путем создания проблемной ситуации или выдвижения предположений о способе решения ранее поставленной проблемы. Актуализация может потребоваться в ходе доказательства выдвинутой гипотезы; в начале урока может быть контрольная работа на применение знаний, изученных на предыдущем уроке, и т. д. Здесь нельзя дать готовые рецепты на все случаи жизни, здесь проявляется методическое мастерство учителя, его творчество, его искусство организации урока. В этом смысле можно говорить о методической структуре урока, элементами которой будут различные учебные ситуации, характерные для конкретного предмета. Число примеров методической структуры может быть очень большим, и невозможно дать единую схему для всех предметов, для всех типов и видов урока. Рассмотрим более подробно одну из структур проблемного урока, характерную для большинства уроков школьного курса: 1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного). 2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки). 3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком). 4. Творческое применение открытых знаний. Данную схему, основанную на психолого-педагогических закономерностях общения, можно использовать на уроках, посвященных изучению нового материала. На комбинированных уроках, уроках-практикумах, обобщающих уроках можно применять отдельные элементы. Эта структура урока в наибольшей степени развивает навыки самостоятельной работы, обеспечивает повышение познавательной и социальной мотивации учащихся, формирует умения применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески их преобразовывать, способствует развитию интеллектуальных способностей школьников. - Вам это пригодится: |
|