Четверг, 18.04.2024, 09:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Проблемное обучение на уроках математики

Учебный предмет «Математика» уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, то это не способствует развитию человека.

В настоящее время преподаю в классах традиционного обучения. Без методики развивающего обучения обойтись не могу.

Что же можно взять из развивающего обучения, работая в традиции? Какие элементы развивающего обучения смогу применить на своих уроках математики?

Особый подход, особые методы... Таким образом, целью моей педагогической деятельности стали:

  1. ЗУНы (их никто не отменял, навыки математические должны быть, и это основной показатель моей работы).
  2. Способности, сформированные у ребёнка, которые позволят ему найти выход из любой ситуации и решить любую задачу (любую проблему), которые помогут всегда найти способ, либо воспользоваться уже известным.

Какие же это способности?   

  1. Рефлексировать (анализ сделанного, почему получилось, почему не получилось, умение видеть проблему, умение видеть «незнания», видеть трудность, ошибку).
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели).
  3. Планировать (умение составлять план своей деятельности).
  4. Моделировать (любой способ должен быть положен на схему - модель, так как сразу выделяется всё существенное и главное).
  5. Коммуникативная способность.

Постановочные уроки организую, как правило, с использованием «проблемных ситуаций». Считаю, что процесс мышления берёт своё начало в проблемности познания. При проведении уроков использую достижения педагогов - новаторов и методику развивающего обучения.

Например, при изучении темы 6 класса «Сложение дробей с разными знаменателями» в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, включаю задание, где знаменатели разные. Происходит «заминка» (проблема), и начинаем думать: «почему не получилось?». Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем... Итог: верное решение и понимание - что делаем? как делаем? зачем?

Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника. Например, при изучении темы 7 класса «Тождество» ученики в этом термине услышали словосочетание «то же самое» и получили определение: «Тождество - равенство, где левая и правая части представляют собой одно и тоже». Конечно, некоторые наши определения «страдают» ненаучностью, но на понятийном уровне просто необходимы.

Моим ученикам очень нравится, когда мы вместе «упорядочиваем» весь учебный материал. Ведём справочник, где собраны все наши «опорные конспекты»: схемы, модели способов.

Базовую тему по математике для 5 класса «Десятичные дроби и действия над ними» изучали, используя приёмы и методы сопоставления, наблюдения, анализа. В итоге по теме «Деление десятичных дробей на натуральное число» детьми было выведено самостоятельно правило, которое в последствии использовалось для проверки правильности постановки запятой в частном. «При делении десятичной дроби на натуральное число в частном нужно отделить запятой столько знаков, сколько их участвовало в делимом при делении». Это правило было проверено детьми на различных примерах, и возгласы: «Работает!» ознаменовали наше открытие (первоначально мною была предпринята попытка отвергнуть данный способ постановки запятой при делении; дальнейший ход событий показал правоту детей).

Преподаю в классах с разным уровнем подготовки, но технологию стараюсь использовать одну - проблемные ситуации и элементы развивающего обучения. Дети отличаются. При выполнении отработочных заданий или чуть изменённых мои ученики никогда не задают вопроса: «А как делать?». Такого вопроса на наших уроках вообще не существует. Нескромно, но меня это очень радует. Мы не боимся любых заданий и нам очень нравится составлять свои. Стопроцентной проверкой усвоения того или иного способа является составление подобных заданий или «проверочных работ» для параллельного класса.

Постановка и решение учебных проблем как процесс разрешения противоречий учебного познания ведет к превращению знаний в убеждения, поскольку при таком усвоении понятий наблюдается переживания ученика, его эмоциональное напряжение. Однако глубокое усвоение знания происходит лишь в процессе его применения в практической ситуации.

Всё ближе и понятнее становятся слова К.Э. Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта».

В данной работе представляю разработки двух уроков с элементами развивающего обучения, где постараюсь показать технологию введения новых понятий и способов посредством создания проблемных ситуаций.

- Вам это пригодится:
- Проблемное обучение в математике
- Структура проблемного урока
- Этапы проблемного урока
- Литература по проблемному обучению

Проблемное обучение на уроках математики
Поиск