|
Проблемное обучение на уроках математикиУчебный предмет «Математика» уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе. Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, то это не способствует развитию человека. В настоящее время преподаю в классах традиционного обучения. Без методики развивающего обучения обойтись не могу. Что же можно взять из развивающего обучения, работая в традиции? Какие элементы развивающего обучения смогу применить на своих уроках математики? Особый подход, особые методы... Таким образом, целью моей педагогической деятельности стали:
Какие же это способности?
Постановочные уроки организую, как правило, с использованием «проблемных ситуаций». Считаю, что процесс мышления берёт своё начало в проблемности познания. При проведении уроков использую достижения педагогов - новаторов и методику развивающего обучения. Например, при изучении темы 6 класса «Сложение дробей с разными знаменателями» в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, включаю задание, где знаменатели разные. Происходит «заминка» (проблема), и начинаем думать: «почему не получилось?». Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем... Итог: верное решение и понимание - что делаем? как делаем? зачем? Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника. Например, при изучении темы 7 класса «Тождество» ученики в этом термине услышали словосочетание «то же самое» и получили определение: «Тождество - равенство, где левая и правая части представляют собой одно и тоже». Конечно, некоторые наши определения «страдают» ненаучностью, но на понятийном уровне просто необходимы. Моим ученикам очень нравится, когда мы вместе «упорядочиваем» весь учебный материал. Ведём справочник, где собраны все наши «опорные конспекты»: схемы, модели способов. Базовую тему по математике для 5 класса «Десятичные дроби и действия над ними» изучали, используя приёмы и методы сопоставления, наблюдения, анализа. В итоге по теме «Деление десятичных дробей на натуральное число» детьми было выведено самостоятельно правило, которое в последствии использовалось для проверки правильности постановки запятой в частном. «При делении десятичной дроби на натуральное число в частном нужно отделить запятой столько знаков, сколько их участвовало в делимом при делении». Это правило было проверено детьми на различных примерах, и возгласы: «Работает!» ознаменовали наше открытие (первоначально мною была предпринята попытка отвергнуть данный способ постановки запятой при делении; дальнейший ход событий показал правоту детей). Преподаю в классах с разным уровнем подготовки, но технологию стараюсь использовать одну - проблемные ситуации и элементы развивающего обучения. Дети отличаются. При выполнении отработочных заданий или чуть изменённых мои ученики никогда не задают вопроса: «А как делать?». Такого вопроса на наших уроках вообще не существует. Нескромно, но меня это очень радует. Мы не боимся любых заданий и нам очень нравится составлять свои. Стопроцентной проверкой усвоения того или иного способа является составление подобных заданий или «проверочных работ» для параллельного класса. Постановка и решение учебных проблем как процесс разрешения противоречий учебного познания ведет к превращению знаний в убеждения, поскольку при таком усвоении понятий наблюдается переживания ученика, его эмоциональное напряжение. Однако глубокое усвоение знания происходит лишь в процессе его применения в практической ситуации. Всё ближе и понятнее становятся слова К.Э. Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта». В данной работе представляю разработки двух уроков с элементами развивающего обучения, где постараюсь показать технологию введения новых понятий и способов посредством создания проблемных ситуаций. - Вам это пригодится: |
|