Понедельник, 21.05.2018, 01:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Проблемное обучение в школе

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий других.

Б. Асафьев

Принцип проблемности, отвечая специфике продуктивного мышления, является основным, ведущим принципом развивающего обучения.

С точки зрения классической авторской дидактики, проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. То есть проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя.

В зависимости от цели, задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Приступая к исследованию темы проблемного обучения, хочу отметить, что теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

Её возникновение вызвано несколькими причинами.

До середины 50-х годов методы обучения исследовались преимущественно с точки зрения деятельности учителя, тогда как сущность учебно-познавательной деятельности учащихся оставалась в стороне. Постепенно нарастало осознание того обстоятельства, что обучение - двусторонний процесс, что при изучении этого процесса одинаково важно исследовать и деятельность учителя, и деятельность учащихся. Появилось несколько концепций деятельности обучаемых в учебном процессе. Одной из этих концепций является теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, а главное, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Таким образом, возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.

Следующая причина связана с научно-техническим прогрессом. Вторая половина XX века - это эпоха четвёртой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология), транспорт, связь, появляются новые материалы, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии. НТР и социальный прогресс всё настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования.

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение видеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определённой мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Таким образом, вторая причина возникновения теории проблемного обучения - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности, способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. Однако теория проблемного обучения не смогла бы возникнуть без нескольких условий, подготовивших её. Первое условие - успехи, открытия в психологии, особенно в психологии мышления. Они связаны с исследованиями учёных - Б.Г. Ананьева, А.П. Пономарёва, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе и, в особенности, С.Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности. Дидактическая теория проблемного обучения опирается на психологические теории мышления и его развития.

Второе условие - педагогическая практика, опыт лучших учителей, которые в своей подлинно творческой деятельности применяли отдельные компоненты проблемного обучения задолго до возникновения его теории.

При традиционном обучении учитель сообщает школьникам готовые знания, т.е. объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляя их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала. Связывает его с уже изученным материалом, затем проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится «транслятором» знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают то, что им сообщает учитель, после осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются и упражняются. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется «приёмнику», воспринимающему передаваемую через «транслятор» информацию. Репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования. Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, «случайно».

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает ситуации, называемые проблемными, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработке навыков. Специфика: решение учебной проблемы происходит путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки. При традиционном же обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает).

Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана. Накоплен также значительный опыт использования его элементов в педагогической деятельности лучших учителей. Так, анализ материалов, показывает, что статьи об этом опыте составили в разные годы три-семь процентов от общего числа. Создаётся впечатление, что проблемное обучение, принятое учительством, широко и грамотно используется на практике.

К сожалению, это далеко не так. Результаты анализа показали, что из 400 уроков в средней и старшей школе только 1% приходится на уроки с использованием проблемного обучения. Это обстоятельство позволяет мне сделать вывод о том, что проблемное обучение так и не стало массовой практикой.

Думается, что главная причина недостаточного использования этого вида обучения - в отсутствии комплексной и всесторонней методической проработки данного вопроса.

Работа над формированием навыков продуктивного мышления учащихся дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации творческой деятельности является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики, а так же и моей задачей.

Необходимость внедрения проблемного обучения в практику продиктована и изменением содержания школьных программ, важнейшей целью которого является повышение научного уровня преподавания основ наук. Научный уровень обучения определяется не только суммой и содержанием знаний, но и методами добывания этих знаний.

Результаты исследований последних лет дают основание для вывода о том, что уровень научности преподавания повышается, если действия учителя направлены на формирование познавательных потребностей ученика и изменение структуры его мыслительной деятельности, обеспечивающих усвоение знаний на более высоком уровне обобщения.

Конечная цель обучения - научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность учащихся выступает таковою, прежде всего в процессе познавательной деятельности. В соответствии с концепцией С.П. Рубинштейна, мышление - это «познание, приводящее к решению встающих пред человеком задач и проблем».

Мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения. Проблемы возникают тогда, когда сложившееся положение дел противоречит потребностям общества или человека. Эти противоречия объективны. Некоторые из этих проблем, отобранные из современного знания, включаются в содержание обучения и превращаются в учебные проблемы. Общее между проблемой и учебной проблемой - наличие в них объективных противоречий. Различает проблему и учебную проблему то обстоятельство, что в проблеме поставленная задача, как правило, ещё не решена, тогда как в учебной проблеме задача решена, известны способ её решения и результат решения.

Итак, субъект начинает мыслить, только оказавшись в проблемной ситуации. Характеризуя проблемную ситуацию, психологи и дидакты подходят к ней с разных сторон. В настоящее время существует более 20 определений проблемной ситуации, причём, в некоторых из них проблемная ситуация отождествляется либо с проблемой, либо с проблемной задачей. Я разделяю следующую точку зрения И.Я. Лернера: проблемная ситуация - это осознанное субъектом затруднение, противоречие, пути, преодоления которого надо искать. Таким образом, проблемная ситуация - это особое психическое состояние субъекта: состояние противоречия, затруднения, интеллектуального напряжения ожидания.

Возникает следующая логика.

Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. Мыслящая личность начинается с проблемной ситуации. Проблемная ситуация - ситуация психического затруднения, противоречия. Учебная проблема содержит в себе объективные противоречия. Естественным становится вопрос: есть ли способ так предлагать школьникам учебные проблемы, чтобы они включали учащихся в состояние проблемной ситуации? Иначе говоря, есть ли способ «превращать» объективные противоречия в субъективные? Можно ли намеренно, запланировано создавать проблемные ситуации?

Такой способ и представляет собой проблемная (познавательная, поисковая, исследовательская) задача, проблемный вопрос. В них объективные противоречия учебной проблемы представлены таким образом, чтобы обнажить эти противоречия для «субъекта». В момент предъявления задачи и происходит сопряжение объективных противоречий изучаемого материала с субъективными познавательными противоречиями, переживаемыми личностью. Личность оказывается в состоянии проблемной ситуации. Чтобы выйти из этого состояния необходимо решить проблемную задачу. Методы проблемного обучения и выступают как способы решения проблемных задач и вопросов. Эти методы есть проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский. Выполняя общие образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения, эти методы различаются степенью творческой активности и познавательной самостоятельности, проявляемых школьниками в ходе решения проблемных задач и вопросов. При проблемном изложении учащиеся усваивают образцы логики решения задач. В ходе эвристической беседы решают задачу частично самостоятельно, ведомые логической цепочкой проблемно ориентированных вопросов учителя. При использовании исследовательского метода учащиеся максимально самостоятельны. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно видеть проблему, наметить пути её решения и решить её. Доказано, что проблемное обучение возможно не только в средних и старших классах, но и в младших классах школы.

Решая с учащимися ту или иную задачу, я стремилась к достижению двух целей: первая - помочь ученику решить именно данную задачу, научить его решать задачи, аналогичные рассматриваемой; вторая – так развить способности ученика, чтобы он мог в будущем решить любую задачу школьного курса самостоятельно. Эти две цели, безусловно, связаны между собой, так как, справившись с заданной достаточно трудной для него задачей, учащийся развивает свои способности к решению задач вообще.

Поэтому, преследуя вторую цель, при решении задач несколькими способами обращала внимание учащихся не только на наиболее рациональный, «красивый» способ решения данной задачи, но и на те способы, которые широко применяются при решении других задач и в некоторых случаях оказываются единственными. Не считаю свой результат конечным. Необходимо и далее разрабатывать и усовершенствовать приемы и методы развития продуктивного мышления, в зависимости от индивидуальных свойств и особенностей каждого отдельно взятого учащегося. Очень многое зависит от педагога: учитывает ли он особенности познавательных процессов школьников и применяет ли приемы активизации продуктивного мышления в ходе объяснения и закрепления материала, строит ли он свои уроки на ярком, эмоционально окрашенном рассказе или чтении текста учебника и от многих других факторов.

Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:

Мне удалось достичь основной цели данного исследования - выработать ряд методических приемов, включенных в обычные программные уроки и позволяющих овладевать приемами продуктивного мышления, следовательно, облегчать усваиваемость материала и активизировать творческие способности школьников.

Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций к курсу математики. В целях совершенствования преподавания математики целесообразно и далее разрабатывать новые методики использования нестандартных задач.

Систематически использовать на уроках задачи, способствующие формированию познавательного интереса и самостоятельности у учащихся. Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы. Целесообразно использование на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов. Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.

Таким образом, проблемное обучение, как система развивающего обучения, является эффективным средством повышения качества знаний учащихся. Оно помогает развивать творческие способности, активизирует мышление, отрицательно воздействует на механическое запоминание, т.к. в его арсенале различные проблемные ситуации, требующие общих знаний и понятий.

Преимуществом проблемного обучения является то, что более высокого уровня развития мыслительных способностей достигает большая часть учащихся, тогда как, например, при традиционном обучении этого уровня достигают только наиболее способные ученики.

При проблемном обучении процесс усвоения нового понятия - процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика по анализу, обобщению и систематизации нового учебного материала. Поэтому достигается более глубокое проникновение ученика в сущность нового понятия и знание, добытое усилием мысли, а не только памяти, более прочное, чем при традиционной структуре обучения. В заключение хотелось бы сказать: что бы ни делал учитель, какой бы методикой не владел, он всегда будет понят и принят учениками, потому что он УЧИТЕЛЬ!

УЧИТЕЛЬне профессия, УЧИТЕЛЬэто призвание!

- Вам это пригодится:
- Проблемная ситуация в проблемном обучении
- Учебная проблема в проблемном обучении
- Проблемное обучение в математике
- Литература по проблемному обучению

Проблемное обучение в школе
Поиск

Яндекс.Метрика