Понедельник, 28.05.2018, 00:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Учебная проблема в проблемном обучении

Правомерным представляется предлагаемое М.И. Махмутовым определение учебной проблемы, под которой он понимает форму проявления логи­ко-психологического противоречия процесса усвоения, опреде­ляющую направление умственного поиска, пробуждающую интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущую к усвоению нового понятия или нового способа действия.

Такое понятие учебной проблемы вытекает из централь­ного понятия проблемного обучения - проблемной ситуации, является производным от него и подчеркивает внутренние стороны познания в ходе обучения, его объективно-субъектив­ную сущность.

Объективная проблема может быть поставлена учителем, но стать субъективной для ученика и побуждать его к позна­вательной активности она может лишь в результате создания учителем проблемной ситуации, которая делает объективную проблему личностно значимой для ученика.

Формами предъявления учебной проблемы ученику могут быть: проблемная (поис­ковая) познавательная задача, проблемный вопрос, проблемное задание (теоретическое или практическое), в которых содержатся потенциальные воз­можности для возникновения проблемных ситуаций в про­цессе их выполнения.

Решая любую задачу (практическую, математическую, теоретическую, конструк­тивную и др.) ученик помимо основного получает и познавательный результат: знания о каком-либо конкретном вопросе и способах его решения. По­этому любая задача носит познавательный характер, но в од­них задачах путь решения известен ученику, а в других - неизвестен. Задачи второго рода называют проблемными или поисковыми или просто познавательными задачами.

 Различаются два понятия задачи:

- узкое, задача как внешняя форма предъявления зада­ния ученику, имеющая свою специфическую структуру (дан­ные, условия задачи и требование, цель действий) и выра­женная в материальной форме (словах, знаках) и

- более широкое, задача как цель, данная в определен­ных условиях.

В процессе решения поисковой познавательной задачи возникает состояние проблемности. При этом заключенная в задаче объективная учебная проблема превращается в цель познавательных действий ученика и осознается им как субъ­ективная познавательная задача. В процессе умственного по­иска ее решения выделяются вопросы и требования, опреде­ляющие направление поиска.

С.Л. Рубинштейн называет задачей речевую формулировку проблемы.

Появляющийся у учащихся при решении данной задачи вопрос является проблемным, его сущностью выступает види­мое или подразумеваемое противоречие, заключенное в нем.

По определению А.М. Матюшкина «проблемный во­прос - это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия».

Такой вопрос может возникать у учащихся в результате поиска решения предложенной учителем познавательной задачи или задания.

Но поставленный учителем объективно проблемный во­прос, отражающий учебную проблему, вызывает проблемную ситуацию только в контексте усвоенных знаний и при орга­низации элементов дискуссии вокруг него.

Задание является проблемным, если оно нацеливает уче­ника на действия, вызывающие появление познавательной потребности в новых знаниях и способах, без которых задание не может быть выполнено.

Примером такого задания является задание построить треуголь­ник по трем заданным углам: А = 90°, В = 60° ,С = 45° или А = 70°, В = 30°, С=50°, которое вызы­вает потребность в изучении теоремы о сумме внутренних углов треугольника, равной 180°.

- Вам это пригодится:
- Проблемное обучение в школе
- Проблемная ситуация в проблемном обучении
- Проблемное обучение в математике
- Этапы проблемного урока

Учебная проблема в проблемном обучении
Поиск

Яндекс.Метрика