|
Учебная проблема в проблемном обученииПравомерным представляется предлагаемое М.И. Махмутовым определение учебной проблемы, под которой он понимает форму проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющую направление умственного поиска, пробуждающую интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущую к усвоению нового понятия или нового способа действия. Такое понятие учебной проблемы вытекает из центрального понятия проблемного обучения - проблемной ситуации, является производным от него и подчеркивает внутренние стороны познания в ходе обучения, его объективно-субъективную сущность. Объективная проблема может быть поставлена учителем, но стать субъективной для ученика и побуждать его к познавательной активности она может лишь в результате создания учителем проблемной ситуации, которая делает объективную проблему личностно значимой для ученика. Формами предъявления учебной проблемы ученику могут быть: проблемная (поисковая) познавательная задача, проблемный вопрос, проблемное задание (теоретическое или практическое), в которых содержатся потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Решая любую задачу (практическую, математическую, теоретическую, конструктивную и др.) ученик помимо основного получает и познавательный результат: знания о каком-либо конкретном вопросе и способах его решения. Поэтому любая задача носит познавательный характер, но в одних задачах путь решения известен ученику, а в других - неизвестен. Задачи второго рода называют проблемными или поисковыми или просто познавательными задачами. Различаются два понятия задачи: - узкое, задача как внешняя форма предъявления задания ученику, имеющая свою специфическую структуру (данные, условия задачи и требование, цель действий) и выраженная в материальной форме (словах, знаках) и - более широкое, задача как цель, данная в определенных условиях. В процессе решения поисковой познавательной задачи возникает состояние проблемности. При этом заключенная в задаче объективная учебная проблема превращается в цель познавательных действий ученика и осознается им как субъективная познавательная задача. В процессе умственного поиска ее решения выделяются вопросы и требования, определяющие направление поиска. С.Л. Рубинштейн называет задачей речевую формулировку проблемы. Появляющийся у учащихся при решении данной задачи вопрос является проблемным, его сущностью выступает видимое или подразумеваемое противоречие, заключенное в нем. По определению А.М. Матюшкина «проблемный вопрос - это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия». Такой вопрос может возникать у учащихся в результате поиска решения предложенной учителем познавательной задачи или задания. Но поставленный учителем объективно проблемный вопрос, отражающий учебную проблему, вызывает проблемную ситуацию только в контексте усвоенных знаний и при организации элементов дискуссии вокруг него. Задание является проблемным, если оно нацеливает ученика на действия, вызывающие появление познавательной потребности в новых знаниях и способах, без которых задание не может быть выполнено. Примером такого задания является задание построить треугольник по трем заданным углам: А = 90°, В = 60° ,С = 45° или А = 70°, В = 30°, С=50°, которое вызывает потребность в изучении теоремы о сумме внутренних углов треугольника, равной 180°. - Вам это пригодится: |
|